Шри Прабхат Ранджан Саркар (Шри Шри Анандамурти)

С самого раннего детства, прошедшего в Бихаре, в Индии, где он родился в 1921 году, П. Р. Саркар привлекал других своей глубокой любовью к человечеству и направлял пришедших к нему по пути самореализации. Приспосабливая древнюю науку тантра-йоги к нуждам нового времени, он разработал научную, рациональную философию и систему практических дисциплин, служащих физическому, ментальному и духовному развитию. Принимая его в качестве духовно реализованного Мастера, его последователи называли его "Шри Шри Анандамурти" (что значит "Тот, кто привлекает других как воплощение блаженства") или просто "Баба" (отец).

Те, кто следовал его учениям, обнаружили, что их жизнь изменилась, так как они преодолели слабости и негативные тенденции разума и испытали глубокое внутреннее умиротворение и блаженство. Вдохновленные примером его самоотверженности, они направили свои силы на служение обществу и возвышение угнетенных.

 

В 1955 году, продолжая вести нормальную семейную жизнь и работая служащим на железной дороге, П. Р. Саркар создает организацию Ананда Марга ("Путь Блаженства"), и начинает подготавливать миссионеров для распространения его учения "самопостижения и служения человечеству" по всей Индии, а позднее - и по всему миру. Отражая широту его универсального видения, Ананда Марга стала многогранной организацией, обладающей множеством ветвей, посвященных духовному возвышению человечества через образование, спасательную работу, благотворительность, искусство, экологию, интеллектуальное возрождение, эмансипацию женщин и гуманную экономику.

В сфере экологии и экологического сознания П. Р. Саркар создал философию нео-гуманизма, которая, в отличие от гуманизма, подразумевает не только любовь к людям, но также любовь к животным, растениям и неживому миру. Он начал всемирную программу обмена растениями с целью спасти и распространить тысячи редких видов растений. Параллельно этому он также создал множество заповедников для животных в разных уголках мира.

Вкладом П. Р. Саркара в филологию и лингвистику стали книги, посвященные санскриту и бенгальскому языку. Для того, чтобы полностью понять и оценить их значение потребуются годы глубокого научного изучения. В этих книгах прослеживается эволюция слов, фраз и культурных традиций, составляющих сегодняшнюю картину индийских языков, кроме того в них дается новое важное понимание индо-европейским и другим языкам мира.

В сфере науки П. Р. Саркар в 1986 году представил теорию микровайт, которая позже заинтересовала многих ученых мира. В серии бесед П. Р. Саркар указал на то, что первопричиной жизни являются микровайты - эманации чистого сознания, разрешив таким образом древнейший вопрос о первичности разума или материи. Теория микровайт обеспечивает связь между воспринимаемым миром и миром идей и влечет за собой соединение физики, биологии и математики в единую науку понимания истинной природы Вселенной.

В сфере музыки, литературы и искусства П. Р. Саркар призывал к тому, чтобы искусство не было просто "ради искусства", но существовало ради служения и всеобщего блага. Он также дал рекомендации, как достичь этой цели. П. Р. Саркар писал не только длинные философские трактаты. В числе его произведений также и истории для детей, комедии и драмы. Поистине впечатляющим вкладом в сферу искусства стали 5018 песен, известные как Прабхат Самгит (песни нового рассвета), которые он сочинял с 1982 года до момента своего ухода в октябре 1990. Эти красивые песни выражают всю палитру чувств человеческого духовного сердца. Большинство песен написаны на родном языке П. Р. Саркара - бенгальском. Бенгальские ученые дали этим песням высочайшую оценку в отношении их поэтического и символического выражения.

Для коллективного благополучия всего общества он создал теорию ПРАУТ (Теорию Прогрессивного Использования), выступающую за максимальное использование и рациональное распределение всех ресурсов мира - физических, интеллектуальных и духовных - и создание нового, гуманного строя гармонии и справедливости для всех. Его бескомпромиссная нравственная позиция против коррупции и эксплуатации обернулась ему оппозицией различных эгоистически настроенных людей и Коммунистической Партии Индии, что в результате привело к запрету Ананда Марги и аресту по ложным обвинениям самого П. Р. Саркара в 1971 году. Когда П. Р. Саркар находился в тюрьме, властями тюрьмы была предпринята попытка отравить его, на что он ответил своим историческим пятилетним голоданием протеста, во время которого он принимал лишь по стакану сыворотки в день. В конечном счете все обвинения были сняты Верховным Судом Индии, и его выпустили на свободу в 1978 году. С этого времени и до момента его ухода в 1990 году он руководил быстрым распространением своей миссии по всему миру.

И самое главное, он учил проверенной временем науке тантры и йоги, приспособив эти практики к нуждам современных людей. Эти духовные практики в сочетании с глубокой духовной философией обеспечивают Ананда Маргу вдохновением и движущей силой.