Мантра и её значение для духовной практики

Санскритское слово "мантра" состоит из двух слогов: ман – разум и тра – освобождать, т.е. то, что освобождает разум от оков статичности. Определение слова мантра таково: Манаха'т та'райет джясту са мантрах парикирттитах - "То, что при размышлении о нём, ведет к свободе [от всех] оков, называется мантра". Мантру можно сравнить с ракетным двигателем, выводящем разум за пределы "гравитационных полей" нижних уровней сознания, через бушующие сферы подсознания в сверхсознание и за его пределы. Правильный процесс медитации включает в себя производство огромной психической энергии посредством сильной концентрации на мантре. Некоторые системы медитации, включающие внутреннее повторение некоторых звуков, советуют практикующим не концентрироваться на них. Такие техники довольно хорошо расслабляют и освежают, но для духовного возвышения необходима концентрация - мощное усилие сфокусировать разум на мантре. Также как в случае с химиком, сконцентрированным на своем исследовании, или медиумом сконцентрированным на хрустальном шаре – внимание, зафиксированное на объекте мысли, произведет необходимую внутреннюю энергию, требующуюся для возвышения разума в более тонкие состояния. Три основные качества мантры Чтобы удерживать неспокойный разум в стабильном состоянии, заряжать его энергией и переносить в тонкие сферы, мантра должна иметь три качества. Мантра должны быть пульсирующей, напевной и способной создавать в разуме идею. 1. Мантра должна быть пульсирующей. Она должна состоять из двух слогов, чтобы ее можно было повторять в ритме с дыханием, так как дыхание оказывает глубокое воздействие на состояние сознания. Вы, наверное, замечали, что когда вы очень рассержены или расстроены, ваше дыхание становится частым и неглубоким, но когда вы поглощены каким-либо делом, дыхание медленное и глубокое. Процесс дыхания связан с течением в теле жизненной энергии, называемой "прана", в свою очередь сильно влияющей на разум. Если дыхание слишком быстрое и неровное, прана теряет устойчивость и становится возбужденной, вследствие чего происходят нарушения в работе разума, и процесс восприятия и мышления теряет свою четкость. Поэтому контроль над дыханием (пранаяма) является важной частью йогической тренировки. Чем медленнее и ровнее дыхание, тем более спокойна прана и стабильнее концентрация разума. Контролируя процесс дыхания, мы приобретаем контроль над праной, а, контролируя прану, мы получаем контроль над разумом. Контролируя разум, мы достигаем освобождения от всех оков. Поэтому мантра должна быть двуслоговой (например, 1-й слог – Баба Нам, 2-й – Кевалам), чтобы ее медленное и ритмичное повторение про себя замедляло дыхание, стабилизировало прану, успокаивало и контролировало беспокойный блуждающий разум. 2. Напевность. Мантра должна иметь определенный звук, определенный вибрационный рисунок, чтобы во время ее внутреннего повторения пробуждалась собственная вибрация медитирующего, или "сущностный ритм". Каждый объект этого мира имеет свой особый сущностный ритм, свою собственную ноту в гармонии Вселенной. Источником этого нескончаемого ритмичного движения является океан покоя, беззвучное и неподвижное Бесконечное Сознание. Его покой не нарушает ни одна вибрация, и оно бесконечной прямой линией течет через вечность. Древние святые, слившиеся своим разумом с этим морем невыраженного Сознания, поняли, что вселенная является вибрационной игрой множества волн различной длины. Благодаря своим интуитивным способностям они пришли к пониманию законов вселенской гармонии, управляющих этим вибрационным потоком, и разработали тончайшую науку звука, чтобы воздействовать на ритмы творения без применения каких-либо механических средств. Эта тонкая наука звука была учением о мантрах. Мастера знали, что сущностный ритм каждого индивидуума обладает определенной частотой. Подобно тому, как множество инструментов, гармонично сливаясь друг с другом, создают симфонию, сочетание различных «биоритмов» разума и тела (психических волн, биения сердца, скорости обмена веществ и т.п.) производит особую индивидуальную «мелодию». Если эту индивидуальную мелодию возвысить до более тонких и медленных частот, она в итоге станет бесконечной, и разум сольется со свободным от оков Космическим Сознанием. В ходе долгого внутреннего эксперимента йоги разработали серию мощных звуков или мантр, которые при внутреннем произнесении вступают в резонанс с индивидуальным сущностным ритмом и постепенно трансформируют его в бесконечную прямую линию Высшего Покоя. Йоги соединили эти могущественные звуки в мантры, которые созвучны универсальным ритмам космоса. В течение тысяч лет эти мантры никогда не записывались, чтобы ими не злоупотребили недостойные искатели сил, а передавались непосредственно от гуру к ученику. Даже сегодня в системе Раджадхирадж йоги их можно получить лишь лично от квалифицированного учителя; так как разным людям, с различными сущностными ритмами, требуются разные мантры для концентрации. Многократное повторение тонкой внутренней музыки мантры (напевный ритм) в медитации заставляет вибрировать чакры и делает беспокойный разум умиротворенным. Постепенно сущностный ритм медитирующего замедляется и приходит в резонанс с мантрой. И, наконец, сущностный ритм трансформируется в прямую линию космического ритма и вливается в вечно спокойное и безмятежное море Космического Сознания, что является конечной целью практики йоги. 3. Третья характеристика мантры - способность передавать заложенный в ней смысл. Мантра - не только вибрирующий и пульсирующий звук, приводящий ритмы разума и тела в гармонию с Высшим Ритмом, она также обладает особой способностью расширять разум. Йоги веками учили простой истине: "о чем ты думаешь, тем ты и становишься". Теперь это стало признанным психологическим фактом: ум становится похожим на объект своих размышлений. Многие эксперименты показали, что наше сознание склонно сливаться или отождествляться с любым предметом, на котором в течение достаточного времени было сфокусировано его внимание. Поэтому во время медитации мы обязательно концентрируем свой разум на идее мантры, ибо повторять мантру без понимания ее внутреннего духа значит попусту терять время. В “Рудраямала Тантре” Садашива сказал: Чайтанья рихита'х мантра'х проктаварн'а'сту кевала'х; Фалам' найва праяччанти лакша кот'и праджапати. [Мантры без соответствующей им идеации - это просто сочетания механически произносимых букв. Они не принесут никаких результатов даже если их повторить миллиард раз]. Итак, посредством ежедневной практики медитации, благодаря постоянной концентрации на идее мантры, мы постепенно уменьшаем нашу иллюзорную тождественность с телом и низшими слоями разума и отождествляем себя с нашей блаженной Внутренней Сутью. В ходе того, как разум постепенно и незаметно расширяется и достигает все более и более высоких сфер, мы в один прекрасный день обнаруживаем, что стали абсолютно свободными от всех оков эго, и осознаем, что мы - не есть это тело, мы не есть этот ум, мы не есть эта несовершенная личность. Мы – бесконечны, мы – Высшее Сознание. В этот момент мы выходим за пределы мантры, за пределы пульсации, за пределы вибрации, за пределы создания идеи и в бездыханной тишине растворяемся в восторженном союзе с началом начал. Кроме эффектов передачи идеи, напевности и пульсации, упомянутых выше, мантра обладает еще одной очень важной функцией. Ее можно рассматривать как орудие или средство пробуждения скрытой духовной энергии, дремлющей в каждом человеке. Эта духовная энергия известна как "кундалини" и связана с различными психо-духовными центрами организма - чакрами. Действие мантры заключается в поднятии этой силы кундалини и проведении ее через чакры, что позволяет добиться контроля над функциями, соответствующими каждой чакре. С каждой чакрой, которую пересекает кундалини, происходит все более и более глубокое мировосприятие, достигаются все более и более высокие уровни сознания, обусловленные подъемом кундалини.