Десять характеристик дхармика (духовной личности)

Десять характеристик дхармика (духовной личности) Природа объекта определяется некоторыми чёткими характеристиками. Относительно характеристик человека следующего по пути дхармы, в Ведах сказано: "Dhrti-ks'ama' damo'steyam saucam indryanigraha, Dhiirvidya' satyamkrodhah dashakamdharmalaks'an'am." "Дхрити". Слово "дхрити" имеет множество значений, наиболее важным является "терпение". Для людей не является сколько-нибудь мудрым, расстраиваться при любых обстоятельствах. Нужно всегда оставаться спокойным и быть готовым к будущему. "Sadasi va'kpatuta' yudhi vikramam, Vipadi dhaeryyam' purus'asya laks'an'am." Какими качествами мы должны быть обеспечены? Величайшее качество человека в обществе - способность убеждать других. Наивысшее качество на поле битвы - "юдхи викрамам" или доблесть в сражении. В то время как в опасности, единственно великое качество - это терпение. Поэтому, что является качествами дхармика (добродетельного человека)? Сначала, он или она должны иметь терпение. Без терпения интеллект может быть легко введён в заблуждение, что приведёт к непониманию того, что должно быть сделано, и что не должно делаться. Теряя способность здравого суждения, каждый будет легко побежден. "Кшама", или прощение. Что есть прощение? Это означает оставаться свободным от мстительных отношений к кому-либо. Предположим, что кто-то сделал вам что-то недружелюбное, вы, в свою очередь, не должны быть мстительным к нему или ей. Это конечно весьма естественно для обычного человека, чтобы затаить месть против кого-то, кто совершил недружелюбное действие: нет ничего неправильного, если обычный человек делает это. Но тот, кто добродетелен, то есть тот, кто поднялся чуть выше остальных, не может действовать таким образом. Он или она должны вести себя иначе. Как добродетельный человек должен вести себя? Если вы удовлетворены, что привычка правонарушителя была исправлена, можно простить его или её. Если кто-то совершает злодеяния по отношению к тысячам людей, то у вас нет никакого индивидуального права извинить злодея, потому что он или она навредили тысячам невинных людей. Но если человек совершает злодеяния мне одному, и если я удовлетворен, что его или ее характер был исправлен, это будет правильно для меня как дхармика, чтобы простить его. Однако, если характер злодея не был исправлен, мое прощение может закончиться тем, что человек станет даже более безрассудным негодяем и в таком случая прощение смотрелось бы как признак моей слабости. Это - дхармическая интерпретация кшамы. То есть не является хорошим, ни вслепую простить негодяя, ни вслепую наказать негодяя. Мы должны думать должным образом прежде, чем мы действуем. Если кто-то идёт против коллективного интереса общества, должно быть принято коллективное решение, должен ли негодяй быть прощен или нет, имея в виду, что он или она уже исправили плохую привычку. Никакой индивидуум не может принимать решение в этом отношении произвольно. "Дама". Фактическое значение слова "дама" - самоконтроль. Дамана означает "контроль себя" и шамана означает "контроль других". Человек, который борется против антиобщественных элементов и контролирует их, считается делает "шамана", в то время как тот, кто управляет собой, считается делает "дамана". Смерть управляет людьми и поддерживает баланс в этой вселенной, так что смерть называется "шамана". Говоря обычным языком, мифологический бог смерти также называется Шамана. Тот, кто практикует самоконтроль или готовит себя, чтобы бороться против несправедливости или управляет желанием вредить другим применением психической силы, считается практикующим дамана. Дхармическая личность должна иметь качество дамана. "Астея". Астея - очень важный принцип в нашем кодексе поведения. Это означает, "не-кража". Имеются два вида кражи: внутренний и внешний. Лишать других того, что принадлежит им по закону или забирать вещи других без их ведома, называются внешней кражей. Внутренняя кража - кража в пределах разума. Хотя внутреннее воровство не вредит кому-либо, в отличие от внешнего воровства, однако это делает нас вором. Это сделано мысленно из позора, страха, или недостатка возможности. Поэтому астея - означает воздерживающийся от воровства любого вида. "Шаучам". Это - чистота, способность оставаться свободным от грязи. Купание или ношение чистой одежды не делает кого-либо святым, хотя это является частью святости. Настоящая шауча это: "Shaocantu dvividham' proktam' ba'hyama'bhyantarantatha', Mrjjla'bhyam' smrta ba'hyam' mayah suddhi statha'ntaram'." Дух шаучи - сохранять разум и тело в чистоте. Как можно сохранить разум чистым? Существует внешний и внутренний путь. Каков внешний путь? Люди обычно полностью озабочены мыслями относительно непосредственно окружающей их среды. Если люди делают хорошие дела в окружающей их среде, хорошие мысли будут приходить в их разумы всякий раз, когда они отдыхают. Наоборот, те, кто всегда вредит другим, будут думать относительно выполнения большего количества вреда или совершения большего количества преступлений в их досужее время. Так что, прежде всего метод для сохранения разума чистым состоит в том, чтобы занять себя в добрых делах. "Kuru pun'yamahora'tram'." То есть делайте добрые дела и днём и ночью. А каков внутренний путь? Внутренний путь состоит в том, чтобы видеть единственную цель, один "абхишта" (или на санскрите, единственный "шрат"). Дух санскритского глагольного корня "дха" - направлять разум к "шрат". Поэтому "шрат" + "дха" = "шраддха". Поэтому внешне должно быть самоотверженное социальное служение, а внутренне должна быть шраддха. Этими двумя способами разум вынужден оставаться чистым. "Индрияниграха". Когда люди успешно достигают контроля над пятью моторными и пятью сенсорными органами, центростремительными и центробежными, сенсорными и моторными нервами, это называется "индрияниграха". `Caks'una' sam'varo sa'dhu, sa'dhu shotena sam'varo Gha'nena sam'varo sa'dhu, sa'dhu jihva'ya sam'varo Ka'yena sam'varo sa'dhu, sa'dhu vaca'ya samvaro Manasa' sam'varo sa'dhu, sa'dhu sabbattha sam'varo Sabbattha sam'varo bhiks'u, savva duhkha pamuccati. Люди используют их чувствительные органы в каждой сфере жизни. Они усваивают и воплощают идеи посредством различных нервов. Эти нервы несут информацию из внешнего мира к разуму, и от разума к внешнему миру. Вы, должно быть, испытывали это при ходьбе, когда очень трудно наслаждаться вкусом хорошей пищи. Именно поэтому люди говорят: "Садитесь, и ешьте вашу пищу спокойно". Также, в некоторых случаях, Вы не слышите то, что человек, стоящий около Вас говорит, потому что ваш разум занят чем-нибудь еще. Контроль чувствительных органов (глаза, уши, нос и т.д.) или приостановка одной индрии, сохраняя другие индрии активными, называется индрияниграха. Какова польза от практики индрияниграха? Приостанавливая действия индрий, можно направить весь разум к единственной цели с неразделённым вниманием. Именно поэтому индрияниграха - необходимый аспект дхармы. "Дхи". Дхи означает "мудрость". Человек, который читает тысячи книг, будет неспособен помнить всё, что прочитано. Это естественно для читателя, забывать большинство содержания, поскольку человеческая память коротка. Нервные клетки человеческого мозга не обладают способностью, чтобы сохранить всё в памяти на долгое время. Имеется, однако, другой тип памяти - экстрацеребральная память, которая не зависит от нервных клеток мозга и которая не зависит от тела. Внемозговая память передаётся от одной жизни к другой. Каждый должен пробудить мощь этой памяти посредством садханы (медитации), и для этого требуется человеческий интеллект. Цель жизни всегда должна быть перед глазами, её никогда нельзя терять из виду. Когда каждый помнит цель двадцать четыре часа в день, то он развивает настоящую память. В священных писаниях, этот вид памяти называется "дхрува смрити". Здесь, дхрува означает "фиксированный" или "постоянный". Звезда, которая остается фиксированной в одном месте, называется полярной звездой. Человек, сидящий в тихом месте может думать "Мне нужно вспоминать мою ишту (духовную цель) некоторое время". Затем при воспоминании ишты, внезапно перед его или её глазами появляется чашка чая и появляется дилемма. Вместо ишты, мысль о чашке чая вступила в разум. В этом случае ясно, что фиксированная память еще не была установлена. Дхи означает дхрува смрити или фиксированную память. "Видья". Видья означает "самопознание", что является знанием, которое ведет людей к Парамартхе. Знание, которое ведет людей к мирским объектам, называется "авидья". Люди должны усердно трудиться, чтобы достигать или видья или авидья. Для дхармичных людей, видья является основной. Однако Авидья, служит незначительным целям и не будет полностью отклоненной. "Сатьям". Как вы знаете, определение сатьям: "Parahita'rtham' baungmanaso yatha'rthatvam' satyam." То есть правильное применение мыслей и слов для благополучия человечества называется сатья. Если кто-то думает или говорит с целью нанесению вреда другим, это может быть фактом или фактическим утверждением, но это не сатья. "Акродха". Кродха означает гнев. Акродха означает "свободу от гнева". Дхармичная личность, и действительно интеллектуальный человек, должен быть свободен от гнева. Великий преданный Нароттама Дас Тха'кур однажды сказал: Krs'n'a na'm Hari na'm barai madhur Jei jan Krs'n'a bhaje se bara catur. Предположим, что Вы свободны от гнева, но ваш противник весьма рассержен на вас, настолько сердит, что его или ее руки и ноги дрожат, и его или ее способность здравого суждения парализована. Если вы говорите что-то рациональное, он или она будут побеждены, потому что разум стал беспокойным и терпит неудачу в любом логическом споре. Он или она уверенно будут побеждены аргументацией. Даже если это переходит в физическую борьбу, он или она будут, конечно, побеждены, потому что с дрожащими руками и ногами, он или она упадут при малейшем толчке. Поэтому, если вы умны, вы избежите гнева. Скорее, вы должны сделать вашего противника сердитым, который конечно признает вас победителем в борьбе. Многие опытные адвокаты преуспевают в создании противостоящей стороны сердитой, и таким образом умеют извлекать много ценной информации. Поэтому один из критериев дхармичной личности - быть свободным от гнева. Эти десять характеристик ясно проявлены в дхармичной личности. из даршана Шри Шри Анандамурти 10 ноября 1978 года, вечер, Калькутта