Философия П.Р. Саркара как пример синтеза традиционных религиозных (индуистских) и современных научных представлений

С. Щепановская

Современная философия как феномен культуры: исследовательские традиции и новации. Материалы научной конференции. Серия “Symposium”, выпуск 7. СПб.: СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001.

Говоря о современном развитии философии, хочется обратить внимание на школы, альтернативные европейской. Индийскую философию обычно рассматривают как нечто устоявшееся в рамках религиозных традиций. Однако в последний век она несомненно стремится перешагнуть за эти рамки, даже вступая в конфликт с традиционной религиозностью, что доказывают такие известные имена, как Шри Ауробиндо или Ошо Раджниш. Тысячелетняя база индуистской мысли, с одной стороны, дает мировоззрение, прямо приложимое к любым жизненным процессам, а с другой стороны, предоставляет широкую возможность их интерпретации не только в мифологическом ключе Вед, но и в терминах современных научных концепций.

В этом смысле заслуживает внимания философия индийского мыслителя и социального деятеля Прабхата Р. Саркара, более известного по своему духовному имени Анандамурти (1920-1996). Саркар написал более 50 книг, предложив свои концепции развития истории и мировой экономики (с упором на экологию) и своё метафизическое представление о мироздании. В 50-х годах он предсказал крах социалистической системы, а вслед за этим — конец капитализма: двух моделей жизни, равно пренебрегающих духовным началом. Он разрабатывал теорию альтернативного строя (ПРАУТ: теория «прогрессивного пользования» или «прогрессивного социализма»: точнее, прогрессивной социальности ) [1].

Во взглядах Саркара просвечивает стержень индуистской культурной традиции, при том что он активно пользуется достижениями западной научной мысли. Основа его метафизики — потоки микровит: микрочастиц жизни, восприятие которых было доступно ему путем медитации [2]. Они служат носителями идей, очерчивая проступающий во многих современных философиях образ ноосферы и её компонентов. Но имеют и вполне физическую суть, будучи составляющими как идей, так и атомов материи, и могут оказывать ощутимое биологическое влияние: например, убивать вирусы и напротив способствовать распространению болезней. Микровиты — универсальные носители коллективного разума, в своей глубине смыкающегося с самой жизнью. В таком определении обнаруживается сходство с эйдосами Платона и тем, что сегодня называют архетипами, не только в культурном, но и в биологическом смысле: яркая черта которых, по К.Г. Юнгу, их самовоспроизводимость.

Происхождение жизни Саркар описывает в традиционно-индуистском духе как космический цикл эманаций мирового ума, вершиной которого становится индивидуальное сознание. Он трактует жизнь как координацию между умом и телом (физической объективностью), позволяющий уму совершать эволюционное движение.

Для Саркара, как продолжателя индийской философии, история не имеет конца, но предстает вечным повторением; ее смысл — в духовной реализации каждой личности. При этом он стремится не только определить смысл истории, но и придать научное значение её предмету: т.е. выявить законы, дающие возможность предсказания событий. Если, например, по О. Шпенглеру, развитие нации происходит аналогично смене времен года: за расцветом следует упадок, для Саркара колесо истории вращается не на природной, а на социальной основе закона смены классов — господствующих психотипов, определяющих стиль жизни общества. Хотя в этой идее Саркар отчасти выступает продолжателем Маркса, понятие класса у него более похоже на индуистское понятие касты. Оно определяется не отношением к средствам производства, а внутренней предрасположенностью к определенному образу жизни. Движущим фактором истории выступает коллективная психология.

Классы Саркара сменяют друг друга в определенной последовательности. I-ый психотип — класс созидателей, людей труда (например, рабочие, как движущая сила Октябрьской революции). II-ой психотип — класс воинов или знати (»кшатрии»; у нас раньше — партократы, а ныне — политики и военные), для которого большое значение имеет личная сила и доблесть. III-ий психотип — это интеллектуалы (Саркар использует термин «випры», а не «брамины»: в силу возвышенного значения последнего). Это класс идеологов: например, средневековая католическая церковь, руководившая политикой западной Европы; или идеологи начала нашей перестройки. IV-ый класс формирует психотип предпринимателя (»вайшьи»: скажем, Англия, начиная с О. Кромвеля, или Россия после 1993 года). В истории различных стран Саркар прослеживает преемственность смены классов: где над производителями возвышается более активная знать, которая далее передает руководство идеологам. А над теми доминирует класс предпринимателей, подчиняя их интеллект своим корыстным целям. Но поскольку нельзя торговать, не производя, то инициативу вновь берут в свои руки производители (что часто происходит революционным путем).

Как и для Маркса, для Саркара цель философии истории — изменить ход развития общества. Как писал также англ.историк Ч. Берд, «история цивилизации при разумном истолковании может стать орудием цивилизации». Но философия Анандамурти предлагает для реализации этой цели новое средство — духовное развитие личности. Контролерами социального цикла выступают духовно развитые личности (сат-випры: буквально, «мыслители о сути»): духовные революционеры, беспрепятственно вхожие в любой класс и способные оказывать воздействие на процесс социальных перемен. Саркар уверен, что если этот пятый класс не будет ограничен единицами (как Махатма Ганди или Сахаров), а будет достаточно многочисленным, станет возможным координировать и направлять к высоким целям покамест стихийный круговорот общественного развития, что поможет избежать постоянных социальных катаклизмов в неизбежном процессе преобразования [3].

Согласно Саркару, социально-экономические теории должны принимать в расчет духовные устремления человека (а не строится лишь на жажде наживы, как классическая теория Адама Смита). Расширяя здесь идею Маркса, Саркар вводит понятие психо-экономической эксплуатации, уделяя внимание психическому фактору: машина капиталистического общества потребления эксплуатирует не столько тело, сколько душу людей, подменяя истинные ценности суррогатами на продажу. Но и марксизм для Саркара предстает как капитализм наизнанку: поскольку интересы пролетариата базируются на том же материалистическом принципе удовлетворения потребностей, что и предпринимательство капиталистов.

Прогресс предполагает развитие физической, ментальной и духовной сферы одновременно, отсюда очень современное определение духовности у индийского мыслителя: «Духовность — не утопический идеал, но практическая философия, которая может быть реализована в повседневной жизни, сколь бы мирской она ни была. Это образ жизни, которому легко обучиться… Это наука об абсолютном, психологический опыт, а не теологический ритуал. Она ведёт к интуиции за гранью разума, но свободна от иррационального» [4].

Философия Анандамурти является примером синтеза традиционно-религиозных и современных научных взглядов: стремление к которому отличает общемировую мысль последних десятилетий — если не сказать, является вожделенной целью и одной из актуальных задач философии на данном этапе. Впитывая в себя мифологическое наследие донаучной модели познания, она синтезирует его в базу современного знания, обогащая его объемностью духовного опыта — который по модели религиозных учений всегда имеет практический способ применения [5]. Здесь нет места развернуть экономические идеи П. Саркара, скажем лишь, что модели социально-экономического развития общества, подробно разработанные им, очень актуальны для отечественного мыслителя нашего времени.

Примечания

[1] Sarkar P.R. PROUT. Books I-XXI Calcutta, Manasi Press, 1987.

[2] Sarkar P.R. Microvitum in a nutchell. Calcutta, Ananda Marga Publication, 1967.

[3] Sarkar P.R. Human Society. Calcutta, Ananda press, 1984

[4] Tathavananda Vedanta. The Fall of Matherialistic Theories and the Rise of Progressive Socialism. Copenhagen, 1990. С.63

[5] Sarkar P.R. The Liberation of Intellect — Neo-Humanism. Calcutta, Ananda Press, 1982; Sarkar P.R. Idea and Ideology. Calcutta, Ananda Marga Publication, 1994

Источник: anthropology.ru