Глоссарий

«АНАНДА МАРГА ПРАЧАРАКА САМГХА» – организация «Ананда Марга».

«АНАНДА МАРГА» – «Путь Блаженства».

AНУЧЧХУ́НЬЯ (anucchúnyá) – название Шакти, когда Брахма находится в необусловленном состоянии.

АБХИДХЬЯ́НА (abhidhyána) – интенсивная идеация Бога.

Авадху́та (м.) или Авадху́тика (ж.) (avadhúta, avadhútika) – букв.: тот, кто абсолютно чист ментально и духовно; монах или монахиня системы, близкой к традициям шива- тантры.

А́ВАРАНИ ША́КТИ (ávarańii shakti) – затмевающая (скрывающая) сила; из-за силы а́варани ша́кти между высшей Душой, Парама́тмой, и единичным сознанием опускается «чёрный занавес».

АВИДЬЯ – невежество, внешненаправленная, экстравертная сила, аспект космического действующего Начала, который обеспечивает движение от тонкого к грубому.

АВИДЬЯМА́ЙЯ (avidyámáyá) – центробежная сила, направленная от Ядра, сила невежества.

А́гья чакра (ájiná cakra) – находится в центре головы.

адха́рма (аdharma) – действия, которые противоречат дхарме; неправедные действия.

ака́шата́ттва (ákáshatattva) – эфирный фактор, один из пяти фундаментальных факторов.

АКХАНДА КИРТАН – непрерывный круговой киртан, длящийся количество часов, кратное трем (3 часа, 6 часов и т.д.).

АМАВАСЬЯ – новолуние.

амри́та (amrta) – секрет блаженства, «нектар», выделяемый шишковидной железой.

АНАНДА – божественное блаженство.

а́нандам (ánandam) – бесконечное удовольствие, блаженство, находящееся за пределами ограниченного мира и вне ограниченного разума.

анаха́та ча́кра (anáhata) – находится в позвоночнике в области сердца, контролирует воздушный фактор.

аннама́я ко́ша (annamaya kośa) – «ко́ша, состоящая из пищи»; ко́шу образуют пять фундаментальных факторов, и здесь преобладает статичное начало Пракри́ти.

анудхья́на (anudhyána) – интенсивное стремление к высшему Сознанию, погоня за ним.

апата́ттва (ápatattva) – жидкостный фактор, один из пяти фундаментальных факторов.

аптагья́на (áptajiṋána) – абсолютное трансцендентальное всеобъемлющее знание, приобретаемое в результате духовных практик.

арчана́ (arcane) – внешнее подношение Богу, неискреннее внешнее поклонение.

а́саны (ásanas) – позы, в которых тело остается неподвижным в течение некоторого времени; происходит давление на определенные железы тела, вследствие чего, балансируется секреция желез, предотвращаются заболевания, сохраняется гибкость тела, становится спокойным и сконцентрированным разум. Третья ступень аштанга-йоги (восьмеричной йоги).

атимана́са ко́ша (atimánasa kośa) – ко́ша «высокого разума»; первый из трех слоев расширенного сверхсознательного «причинного» разума; проникновение в этот слой дает способность «видеть» прошлое, настоящее и будущее;

атмагья́на (átmajiṋána) – желание познать внутреннюю Суть.

А́тман (Átman) – душа, или чистое Сознание, вибрация которого представляет собой волну бесконечной длины; является сутью всех слоев разума; это чистое Сознание, лишенное двойственности, не подверженное изменениям, удовольствию и боли, находящееся в сфере полнейшего покоя и абсолютного блаженства; обладает знанием «я существую».

А́тма-сукха́ Та́ттва (átma-sukha tattva) – принцип эгоистического удовольствия.

Аха́м (Aham) – часть разума, в которой присутствует чувство деятельности, или эго, – «я делаю», «я действую».

аха́мтаттва (аhámtattva) – то же, что ахам.

АЧАРЬЯ – духовный учитель, имеющий право давать инициацию и обучать всем урокам медитации.

ашта́нга-йо́га (aśt́áuṋga yoga) – «восьмеричная йога»; каждая из ее ступеней развивает и совершенствует одну или несколько кош.

АШТАПАША – восемь оков разума.

БАБА – имя, с любовью данное Шри Шри Анандамурти его последователями.

ба́ла (bala) – внешнее давление тамогу́ны на твердую структуру; сила, действующая на объект извне и являющаяся центростремительной, направленной внутрь объекта.

бо́дхи (bodhi) – интуиция.

Бра́хма (Brahma) – высшая Сущность, представляющая собой единство Пуру́ши, или Ши́вы, и Пракри́ти, или Ша́кти.

Бра́хма видья́ (Brahma vidyá) – влияние А́тмана, высшего Сознания, на хираньяма́я ко́шу.

БРАХМА МАДХУ – сладостный Брахма.

Бра́хма Ча́кра (Brahma Cakra) – круг Брахмы; космическая система, космический порядок.

бра́хмабха́ва (brahmabhav́a) – идеация Брахмы.

Бра́хмавидья́ (Brahmavidya) – наука познания Бога.

брахмача́рья (brahmacarya) – практика, которая помогает видеть проявление высшего Сознания во всем творении.

брихаде́́шана (brhadeśańá) – одна из трех эволюционных сил, действующих в единичной структуре; духовная сила, рождающаяся из стремления к великому, ее влияние порождает в человеке желание самому стать великим и неудовлетворенность тем состоянием, в котором он находится на данный момент.

бу́ддхи (buddhi) – интеллект, аналитический разум.

буддхита́ттва (buddhi-tattva) – чувство «я есть»; то же, что махатта́ттва.

бха́ва (bháva) – чувство любви к Богу, которое испытывает разум, когда в чи́тте преобладает саттвагу́на.

бхавасангха́рша (bháva-sauṋgharśa) – одна из трех эволюционных сил, действующих в единичной структуре; психическая сила, возникающая благодаря конфликту в психической сфере, который поднимает разум на более высокий уровень; зачастую подобный конфликт является результатом контакта одного разума с другими разумами или с другими идеями.

Бхагава́н (Bhagavána) – одно из имен Та́рака Бра́хмы, данное ему потому, что он обладает шестью бха́гами (атрибутами).

бхагава́т дха́рма (bhagavad dharma) – дха́рма, которая ведет к Бхагава́ну, к Господу; повинуясь бхагава́т дха́рме, индивидуум направляет всю свою жизненную энергию на поиски Бесконечного.

Бхайра́ва (Bhaeravа) – название свидетельствующего Пуру́ши на второй стадии творения (на́да).

Бхайрави́ (Bhaeravii) – Пракри́ти на второй стадии творения (на́да), получившая возможность проявить себя.

Бха́ктА (bhakta) – человек, преданный Богу.

бха́кти (bhakti) – стремление к Высшему, преданность; существует различные типы преданности.

бху́варло́ка (bhúvarloka) – мир, в котором формируются не преобразованные еще в материю фундаментальные факторы; вибрации таких тенденций, как аппетит, жадность, сон, лень происходят именно в этой сфере разума, отвечающей за работу физического тела.

бхурло́ка (bhúrloka) – существует как объективная внешняя реальность для индивидуальных разумов, но является внутренней для космического Разума; мир пяти фундаментальных факторов, сотворенная Вселенная.

бху́та видья́ (bhúta vidyá) – гипнотизм; явление, возникающее, когда манома́я ко́ша одного человека влияет на камама́я ко́шу другого человека.

бху́ты (bhútas) – фундаментальные факторы; контролируются пятью чакрами.

вайра́гья (vaerágya) – непривязанность, не означающая отречения и ухода от мира.

ВАРАБХАЯ МУДРА – жест, выполняемый духовным учителем. Обе ладони открыты, левая рука лежит на левом бедре (вара мудра), правая рука поднята (абхая мудра).

ВАРНАРГХЬЯДАНА (то же, что гуру пуджа) – предложение цветов разума Гуру.

ва́ю (váyus) – «жизненные ветры», потоки энергии, работающие в теле; существует пять внутренних и пять внешних ва́ю.

ваюта́ттва (váyutattva) – воздушный фактор.

вибху́ти (vibhútis) – оккультные силы.

виве́ка (viveka) – понимание того, что является вечным, а что преходящим, способность распознавать вечное абсолютное Сознание в стремительно сменяющих друг друга картинах материального мира.

вигьянама́я ко́ша (vijiṋánamaya kośa) – коша «особого знания»; средний слой причинного разума, способный полностью осознавать существование объективного мира, воспринимать все танма́тры, обладает абсолютным знанием о прошлом, настоящем и будущем.

ВИДЬЯ – знание, центростремительная, интровертная сила, аспект космического действующего Начала, который обеспечивает движение от грубого к тонкому.

видьяма́йя (vidyámáyá) – центростремительная сила, направленная к Ядру, сила знания.

вика́льпа (vikalpa) – одна из двух основных функций разума, заключающаяся в воплощении психической идеи в фактическое действие, во внешнюю материальность.

викальпа́тмака (vikalpát-maka) – одна их двух основных психических функций ахамта́ттвы – психический образ трансформируется в действие при помощи чи́тты, сенсорных и моторных органов.

викхе́пи ша́кти (vikśepii shakti) – искажающая сила, отталкивающая единичное существо от Ядра.

викхи́пта (vikśipta) – бессознательное состояние.

вина́ша (vinásha) – уничтожение, разрушение: причина превращается в следствие

випа́ка (vipáka) – возвращение чи́тты в первоначальное состояние.

виста́ра (vistara) – расширение психического восприятия, расширение разума, способность постоянно адаптироваться и изменяться, расти в новых обстоятельствах.

ВИШЕША-ЙОГА – высшая йога.

вишу́ддха чакра (vishuddha cakra) – находится в позвоночнике напротив яремной впадины, контролирует эфирный фактор.

ври́тти (vrtti) – ментальные тенденции, наклонности, способы выражения.

гандха́рва видья́ (gandharva vidyá) – влияние вигьянама́я ко́ши на атимана́са ко́шу через музыку или красноречие.

Геосентименты – сентименты, основывающиеся на любви к родной земле или стране; чрезмерная привязанность к определенной географической области в ущерб другими территориям.

Грихи – домохозяин.

Гуманизм ТРАДИЦИОННЫЙ – см. Социосентименты.

гунадхи́ша (guńádhiisha) – Пуру́ша, управитель гун.

гунати́та (guńatiita) – Брахма в необусловленном состоянии.

гу́ны (guńas) – космические силы, которые сковывают космическое Сознание, образуя из него различные формы и идеи. Существует три типа гун.

гу́ру (guru) – тот, кто рассеивает тьму невежества, освобождает разум ученика от оков; существует три типа гуру.

ГУРУ ВАНДАНА – шлоки, стихи, выражающие почтение к Гуру. Используются в варнаргхьядане.

ГУРУ МАНТРА – мантра второго урока ананда марга садханы.

ГУРУ ПУДЖА – см. Варнаргхьядана.

гуха́ (guha) – «пещера», «я-чувство» каждого индивидуума.

дайви́ видья́ (daevii vidya) – влияние хираньяма́я ко́ши на вигьянама́я ко́шу.

ДЕВА – с точки зрения мифологии, божество, божественность; с точки зрения философии, проявление, вибрация, исходящая от космического Ядра.

джага́т (jagat) – Вселенная.

джа́грата (jágrta) – состояние бодрствования, в котором работают все три слоя разума: грубый, тонкий и причинный (сознание, подсознание и бессознательный разум), но сознательный слой, обладающий самой грубой волной, активен более других.

ДЖАГРИТИ – буквально: «место пробуждения»; духовный центр в «Ананда Марге».

джа́дасангха́рша (jad́asauṋg-harśa) – одна из трех эволюционных сил, действующих в единичной структуре; физическая сила, возникающая благодаря конфликту в физической сфере, в процессе которого единичная сущность развивает первый и самый грубый слой разума, чи́тту; зачастую подобный конфликт является результатом взаимодействия разума с материей.

джадаспхо́та (jad́asphot́a) – процесс, в результате которого самый грубый твердый фактор превращается в более тонкие; его можно назвать обратной санча́рой.

ДЖАМА И НИЯМА – морально-нравственные принципы.

джа́нарло́ка (janarloka) – эта сфера также называется вигьянама́я ло́ка; истинное знание, мудрость и непривязанность господствуют в этой сфере.

ДЖАНУСПАРША МУДРА – жест, который выполняет духовный учитель; обе руки лежат на бедрах ладонями вверх.

джа́па (japa) – повторение мантры.

джи́ва (jiiva) – единичная сущность.

дживако́ти (jiivakoti) – ординарные личности.

джива́тман (jiivátman) – то же, что джи́ва.

ду́кхам (duhkham) – чувства, которые чи́тта не желает испытывать (печаль, несчастье).

ДХАРАНА – удержание потока разума, ограничение процесса представления, т.е. таттва дхарана означает удержание потока разума от стремления к фундаментальным факторам, от представления фундаментальных факторов.

дха́рма (dharma) – природа, неотъемлемая характеристика любого существа; одна из ври́тти; также духовность, путь праведности и социальной справедливости.

ДХАРМАЧАКРА – коллективная медитация.

ДХЬЯНА – медитация, во время которой все психические проявления направляются к Сознанию.

и́ндрии (indriyas) – органы восприятия: пять сенсорных и пять моторных органов.

иччхаби́джа (icchábiija) – «зерно желания»; вершина треугольника, из которой вытекает тонкая сила в процессе санча́ры.

ИШВАРА ПРАНИДХАНА (iishvara prańidhána) – полная самоотдача космическому Управителю посредством медитации; первый урок Ананда Марга садханы.

и́шварако́ти (iishvarakoti) – личности, которые развили духовную силу своими собственными усилиями.

камаби́джа (kámabiija) – то же, что иччхаби́джа.

камама́я ко́ша (kámamaya kośa) – ко́ша желания объектов материального мира; контролирует и́ндрии и инстинкты, активирует аннама́я кошу, чтобы удовлетворять основные инстинкты: голод, сон, секс и страх.

ка́рма (karma) – букв.: действие; позитивные или негативные действия, которые создают самскары.

ка́рмапхалабхо́га (karmaphalabhoga) – переживание расплаты за действие; то же, что випа́ка и пра́птирпхалабхо́га.

карма́шая (karmáshaya) – совокупность всех самска́р, «корзина ка́рмы», где хранятся непережитые реакции, которую существо несет с собой из жизни в жизнь.

кева́лья (kaevalya) – абсолютная тождественность с божественной сутью; то же, что ту́рия.

КИРТАН – коллективное воспевание имени Бога, в определенных случаях сопровождается танцем, который символизирует самоотдачу.

ко́ша (kośa) – слой разума.

крипа́ (krpá) – сострадание, милость Бога, которая одинаково проливается на всех, на каждый объект.

кундали́ни (kuńd́alinii) – букв.: свернувшаяся в кольцо змея; духовная сила, находящаяся в основании позвоночника; спящая божественность.

кхитита́ттва (kśititattva) – твердый фактор, один из пяти фундаментальных факторов.

лали́тасахасрана́ма (lalitásahasranama) – предание себя на Его волю.

ли́ла (liila) – игра Бога.

ло́ки (lokas) – различные стадии трансформации Субъекта в объективный мир; их семь.

мадхуви́дья (madhuvidyá) – второй урок Ананда Марга са́дханы, сутью которого является создание идеи о Высшем перед каждым действием; таким образом все энергии направляются к Цели.

Ма́йа (máyá) – творческое Начало, т.е. Пракри́ти, в фазе созидания. Одним из аспектов ма́йи является энергия, порождающая иллюзию того, что конечные сотворенные объекты являются абсолютной реальностью.

ма́йя (máyá) – творческий аспект Пракри́ти; название Пракри́ти, воздействующей на необусловленное Сознание.

мана́на (manana) – размышление исключительно о высшем Сознании.

манипу́ра чакра (manipura cakra) – находится в позвоночнике напротив пупка, контролирует световой фактор.

манома́я ко́ша (manomaya kośa) – «ментальный слой»; контролирует сознательный разум и выполняет четыре функции: память (смара́на), размышление (мана́на), переживание боли и удовольствия, сновидение.

МАНТРА – звук или совокупность звуков, медитация на которые ведет к духовному освобождению.

марана́м (marańam) – смерть.

МАРГА ГУРУ – Гуру «Ананда Марги», Шри Шри Анандамуртиджи.

Ма́рги (margi) – член «Ананда Марги».

махамри́тью (mahámrtyu) – духовная смерть, или великая смерть; наступает в том случае, если, благодаря интенсивной са́дхане, разум достигает му́кти или мо́кши, слияния с космическим Разумом (Пара́ма Пуру́шей), и покидает тело, которое после этого умирает.

махапа́па (mahápápa) – великий грех.

маха́рло́ка (maharloka) – «надсознательная сфера»; именно в этой сфере появляется первичная пульсация самска́ры, первое стремление к са́дхане, впервые проявляется вдохновение души; другое название – атимана́са ло́ка.

махасамбху́ти (mahá-sumbhúti) – великий Гуру, который для выполнения самостоятельно выбранной миссии создает свою собственную физическую форму из пяти фундаментальных факторов, строит свою чи́тту; сущность, созданная с целью осуществления великой задачи.

Маха́т (Мahat) – первый и наиболее тонкий слой космического Разума; образуется тогда, когда саттвагу́на вырывается из одной из вершин треугольника и начинает воздействовать на необусловленное Сознание; имеет начало, но неистощим; «Я-чувство».

махатта́тва (mahattattva) – то же, что махат.

мо́кша (mokśa) – абсолютное освобождение, состояние, когда парамагати становится постоянным.

му́кти (mukti) – освобождение, но оно не является ни окончательным, ни абсолютным; состояние, когда са́ришт́хи, чувство «я есть Он», становится постоянным.

муладха́ра чакра (múládhára cakra) – находится в промежности, контролирует твердый фактор.

НАГАР КИРТАН – шествие по улицам города, сопровождаемое пением киртана.

на́да (náda) – вторая фаза творения, во время которой зерно эволюции прорастает и движется вперед по прямой.

НАМА МАНТРА – «именная» мантра, подготовительный урок Ананда Марга садханы.

НАРАЯНА СЕВА – служение, раздача пищи нуждающимся.

ниври́тти ма́рга (nivrtti márga) – путь са́дханы.

ниди́дхья́сана (nidhi-dhyásana) – вручение своего разума Богу.

нирби́джа сама́дхи (nirbiija samádhi) – сама́дхи «без зерна»; состояние полного слияния разума с Ниргу́на Бра́хмой, больше не остается потенциальных переживаний, которые могли бы вернуть разум са́дхаки назад, и он навечно входит в состояние бесконечного покоя.

нирвика́льпа сама́дхи (nirvikalpa samádhi) – состояние абсолютной безобъектности, недвойственности, когда маха́т полностью сливается с космическим Сознанием, А́тманом.

Ниргу́на Бра́хма (Nirguńa Brahma) – состояние Брахмы; находится вне пределов Вселенной, никак с ней не связан.

ОМ ШАНТИ – Брахма есть покой.

омка́ра (oṋḿkára) – космический звук, совокупная форма всех звуков; вибрация бесконечной космической Чи́тты, существующая на протяжении вечности, основа всех танма́тр, зерно всех вибраций.

о́та йога (ota yoga) – межличностные отношения, соединяющие Пара́ма Пуру́шу с каждой проявленной единичной сущностью, о которой он заботится, как любящий отец.

пара́ ша́нти (pará shánti) – состояние абсолютного покоя, в котором находится Пуруша.

ПАРАМА БРАХМА – Брахма, высший Брахма.

Пара́ма Пуру́ша (Parama Puruśa) – высшая свидетельствующая Сущность; материальная и действующая причина творения.

Пара́ма Пуру́ша (Parama Puruśa) – высшее Сознание.

парама́гати (paramágati) – необусловленное состояние, Ниргу́на Бра́хма, в котором три гу́ны невыражены; такое состояние слившегося с Сознанием разума, в котором больше не остается отношений субъект-объект, не остается никаких различий между познающим и познаваемым, есть только космический поток.

Парама́тма (Paramátmá) – то же, что Сагу́на Бра́хма.

Парама́тман (Paramátman) – космическая Душа.

Парамаши́ва (Paramashiva) – высший Шива; то же, что Пуруш́оттама.

параша́нти (paráshántí) – состояние абсолютного покоя; наступает, когда подсознательный разум, ведомый инстинктом, не вторгается в причинный разум и не вынуждает сознательный разум гнаться за грубой материальностью.

пи́тха (piit́ha) – точка в мозге, соответствующая органу зрения.

ПРАБХАТ САМГИТЫ – 5018 духовных и психо-духовных песен, написанных Прабхатом Ранджаном Саркаром (Шри Шри Анандамурти).

праври́ттимукхи́ (pravrttimukhii) – тенденция трех сил (саттвагуны, раджогуны и тамогуны) к обретению соответствующих им тождественностей, к выходу из равновесия, к выходу из состояния чистого Сознания.

Пракри́ти (Prakrti) – сила, создающая разнообразие форм.

Пракритили́нава́стха (Prakrtilinavastha) – состояние слияния с Пракри́ти.

пра́на (práńa) – общее название внешненаправленной и внутренненаправленной сил, возникающих в результате действия ба́лы; каждое твердое тело обладает пра́ной.

пра́нах (práńáh́) – каждый из пяти фундаментальных факторов в объекте обладает своим собственным контролирующим ядром, когда результирующая внутренненаправленная сила создает общее ядро, которое контролирует все пять ядер внутри структуры, возникает пра́нах, жизненная энергия, объект перестает быть неорганическим; является сочетанием десяти ва́ю (жизненных ветров) внутри структуры.

прана́ша (prańásha) – уничтожение, разрушение; следствие трансформируется в причину, объект принимает свою изначальную форму.

ПРАНАЯМА – четвертая ступень аштанга-йоги (восьмеричной йоги); контроль жизненной энергии, достигаемый посредством контроля над дыханием. Один из уроков Ананда Марга садханы.

праная́ма (práńáyáma) – наука о дыхании, имеющая целью контроль над движением пра́наха.

пране́ндрия (práńendriya) – общее название для десяти ва́ю; «психический орган», который категоризирует и анализирует ощущения, поступающие от органов чувств; «шестое чувство», формирующее оценочные суждения и субъективные ощущения.

пранидха́на (prańidhána) – возникновение сильного желания Великого и решительные действия для осуществления этого желания; процесс направления всей 1000 свойств разума в определенную точку и из этой точки, посредством концентрации на мантре, к Пара́ма Пуру́ше.

праптагья́на (práptajiṋána) – относительное нетрансцендентальное знание, имеющее надостатки, обусловленные невежеством, либо объективными изменениями, происходящими с течением времени.

пра́птирпхалабхо́га (prá-ptirphalabhoga) – процесс восстановления чи́ттой своего изначального равновесного состояния через переживание реакции на действие.

ПРАРАМБХИКА-ЙОГА – элементарная йога.

ПРАТИК – символ «Ананда Марги».

ПРАТИКРИТИ – фотография Марга Гуру.

пра́ти-самве́да (prati-saḿveda) – контрмыслеволна, представляющая собой отражение мыслеволны.

пратисанча́ра (pratisaiṋcara) – процесс движения единичных существ к космическому Ядру.

ПРАТЬЯХАРА – пятая ступень аштанга-йоги (восьмеричной йоги); отвлечение разума от физических ощущений.

пратьяха́ра (pratyáhára) – отрешение, перенаправление всех чувств внутрь себя.

пратья́яму́лака (pratyaya-múlaka) – исходные действия, в результате которых накапливаются потенциальные реакции.

ПРАУТИСТ – последователь ПРАУТа (от англ. PROgressive Utilization Theory (PROUT) – теория прогрессивного использования, социальное учение «Ананда Марги»).

пре́ма (prema) – притяжение к интегральной всеобъемлющей целостной Сущности.

про́та йога (prota yoga) – коллективная связь Пара́ма Пуру́ши со всей Вселенной.

Протодуховный образ мышления, Протопсихическая духовность – стремление разума (духа))к духовности, носящее не непрерывный, а нестабильный, непостоянный характер.

пу́нья (punyá) – добродетель.

ПУРНИМА – полнолуние.

ПУРОДХА – опытный духовный учитель.

Пурушо́ттама (Puruśottama) – ядро самой большой ча́кры, Брахма Ча́кры (космической системы).

раджогу́на (rajoguńa) – одна из трех гун; динамичная сила, сила изменчивости, активное начало; ее вибрационный цвет – красный.

ракхаси́ видья́ (rákśasii vidyá) – «демоническое влияние», возникающее когда атимана́са ко́ша одного человека влияет на маном́ая ко́шу другого.

ра́са (rasa) – поток психических волн различной длины, создающий разнообразие существ.

саби́джа сама́дхи (sabiija samádhi) – сама́дхи «с зерном»; высшее состояние, в которое входит разум, содержащий зерна каких-либо самска́р.

савика́льпа cама́дхи (savikalpa samádhi) – состояние условного растворения, когда в процессе расширения единичного сознания аха́м и чи́тта преобразуются в космический Маха́т.

Сагу́на Бра́хма (Saguńa Brahma) – обусловленное состояние Брахмы, управляемого гунами; сочетание двух компонентов: Пурушоттамы и его психического объекта, Вселенной.

САДВИПРА – духовный революционер.

садгу́ру (sadguru) – совершенный Гуру; всепроникающая, всезнающая духовная сущность.

са́дхака (sádhaka) – духовный искатель.

Са́дхана (sádhaná) – букв.: непрерывное усилие; духовная практика, медитация.

САДХАРАНА-ЙОГА – средняя ступень йоги.

сало́кья (sálokya) – стадия савика́льпа сама́дхи, когда кундали́ни пересекает вторую чакру, свадхиштха́ну; у человека возникает чувство, что не одинок, что высший Отец – с ним, что он и Пара́ма Пуру́ша пребывают в одной сфере.

САМАДХИ – восьмая ступень аштанга-йоги (восьмеричной йоги); «растворение» единичного разума в космическом Разуме (савикальпа самадхи) или в Атмане (нирвикальпа самадхи).

Са́ма-са́маджа та́ттва (sama-samája tattva) – принцип социального равенства.

самбху́ти (sambhúti) – все сотворенные существа.

самве́да (saḿveda) – ментальная мыслеволна.

самви́т ша́кти (samvit shakti) – сила духовного пробуждения.

САМГХА – организация; «Ананда Марга Прачарака Самгха».

сами́пья (sámiipya) – стадия савикальпа самадхи, когда кундали́ни пересекает мани́пуру, третью ча́кру, и духовный искатель чувствует близость к высшему Отцу.

самка́льпа (saḿkalpa) – одна из двух основных функций разума, заключающаяся в принятии решения о выполнении некоторого действия и создании ментального образа этого действия.

самкальпа́тмака (saḿkal-pátmaka) – одна их двух основных психических функций ахамта́ттвы: создается психический образ действия в чи́тте, то есть ментальная подготовка к совершению действия.

САМСКАРА (saḿskára) – ответный психический импульс, потенциальная ментальная реакция.

самска́раму́лака (saḿská-ramúlaka) – реактивные действия, в результате которых самска́ры уничтожаются, то есть переживается расплата.

санча́ра (saiṋcara) – это внешненаправленное движение Пракри́ти, в процессе которого она постепенно приводит Пуру́шу под влияние гун; экстравертная фаза творения, в которой движение происходит от тонкого к грубому.

САНЬЯСА – отречение.

са́риштхи (sárśt́hi) – стадия савикальпа самадхи, когда кундали́ни пересекает а́гья ча́кру; во время сари́штхи духовной искатель чувствует «я есть Он».

сару́пья (sárupya) – стадия савикальпа самадхи, когда кундали́ни пересекает вишу́ддха ча́кру, и ученик испытывает чувство «я един с Ним».

САТСАНГА – хорошая компания.

саттвагу́на (sattvaguńa) – одна из трех гун; пробуждающая сила, сила осознанности, осознающее начало; ее вибрационный цвет – белый.

са́тьяло́ка (satyaloka) – состояние Ниргу́на Бра́хмы; здесь присутствуют все три гу́ны, но они не проявлены; в са́тьяло́ке обитает только Пуру́ша.

САХАДЖА-ЙОГА – продвинутая йога.

Сахасра́ра чакра (sahasrára cakra) – находится в центре макушки головы.

саю́джья (sáyujja) – стадия савикальпа самадхи, когда кундали́ни пересекает четвертую ча́кру, анаха́ту, и духовный искатель испытывает близкий контакт с Пара́ма Пуру́шей, переживает соприкосновение с Ним.

свабха́вика дха́рма (svabhávika dharma) – естественная дха́рма: питание (аха́ра), сон (ни́дра), страх (бха́я) и секс (майтху́на); она одинакова как для животных, так и для людей.

свадхиштха́на чакра (svádhiśt́hána cakra) – находится в позвоночнике, в области половых органов, контролирует жидкостный фактор.

СВАДХЬЯЯ – один из пунктов джамы и ниямы; чтение и понимание духовной литературы.

сва́пна (svapna) – снови́дение.

свара́са (svarasa) – собственный поток, ментальная волна существа, являющаяся результатом взаимодействия всех его волн.

сварло́ка (svarloka) – называется миром манома́я; именно здесь человек переживает удовольствие и боль, здесь хранятся самска́ры.

свару́папарина́ма (svarúpa-parińámá) – трансформация, постоянный взаимный обмен свойствами между тремя фундаментальными началами (силами).

СВАСТИКА – буквально: «благополучие»; символ победы.

свая́мбху (svayambhu) – последняя, предельная точка творения.

се́ва (sevá) – бескорыстное служение; существует две формы служения: внешняя и внутренняя.

СНАНА МАНТРА – мантра, которая произносится после купания.

Социосентименты – приверженность определенной социальной группе в ущерб остальным. Деление на группы может основываться на расовых, религиозных, кастовых, национальных и прочих различиях. Сентименты minimitis означают привязанность только к своей семье, сентименты maximitis или excellencio означают верность всему человечеству, которая не распространяется, однако, на другие менее развитые существа (тж. гуманизм традиционный).

сукха́м (sukham) – чувство, в котором чи́тта желает оставаться долгое время, счастье.

тамогу́на (tamoguńa) – одна из трех гун; огрубляющая сила, сила инертности и пассивности, статичное начало; ее вибрационный цвет – черный.

ТАНДАВА – энергичный мужской танец, выполняемый духовными учениками, введен в практику Шивой. Танец улучшает работу желез, благодаря чему развиваются такие качества, как мужество и отвага. Исполняемый Шивой (Шива Натарадж), танец символизирует высшее Сознание, которое наполняет Вселенную вибрациями, заставляя, в свою очередь, вибрировать каждый объект, существующий во Вселенной.

танма́тры (tanmátras) – вибрации, постоянно излучаемые объектом и несущие в себе характеризующую его суть; существует пять основных категорий танма́тр: звук (ша́бда), осязание (спа́рша), форма (ру́па), вкус (ра́са) и запах (га́ндха).

Тантра (tantra) – духовная традиция, возникшая в Индии в доисторические времена и впервые систематизированная Шивой. Делает упор на необходимости развития силы в человеке, помогающей преодолевать все страхи и слабости, что можно сделать как посредством медитации, так и переживая сложные жизненные ситуации. Также писание, в котором изложены принципы этой духовной традиции.

тапарло́ка (taparloka) – эта сфера также назвается хираньяма́я ло́ка; здеь преобладает саттвагу́на, менее активной является раджогу́на, меньше всех проявлена тамогу́на, здесь знание присутствует в непроявленном виде, и даже эго, или «я-чувство», не выражено ясно, а пребывает в латентном состоянии.

Та́рака Бра́хма (Táraka Brahma) – тот, кто освобождает, освобождающий Бра́хма; «мост» между Сагу́на и Ниргу́на Бра́хмой, находящийся на границе сотворенной Вселенной и непроявленной сферы.

ТАТТВИК – человек, обучающий элементарной философии «Ананда Марги», буквально: «тот, кто знает суть философии».

та́ттвы (tattvas) – то же, что бхуты.

теджаста́ттва (tejastattva) – один из пяти фундаментальных факторов; световой фактор.

ТИЛАКА – знак, наносимый между бровями сандаловой пастой, киноварью и т.п.

ту́рия (turiiya) – состояние недвойственности, переживаемое за пределами всех гун.

уччХу́нья (ucchúnyá) – Ша́кти в проявленном состоянии.

хиранЬЯма́я ко́ша (hirańyamaya kośa) – означает «золотой слой»; здесь чувство «я» дремлет, осознание себя как единичной сущности не проявлено, присутствует только огромная тяга к Высшему, лишь тонкая завеса отделяет са́дхаку от А́тмана, от высшего Сознания, желание единства становится почти невыносимым и нарастает до тех пор, пока, наконец, не происходит божественное слияние.

хла́дини ша́кти (hládinii shakti) – сила, дающая счастье и блаженство.

Чи́тта (Сitta) – объективированная часть разума; когда власть раджогу́ны заканчивается, и тамогу́на (статичное начало), начинает воздействовать на часть космического Аха́ма, возникает космическая Чи́тта, и космический Разум воспринимает объективированную часть себя, Маха́т и Аха́м могут принять Чи́тту в качестве своего объекта и думать: «я сделал это».

чи́ттабо́дхах (cittabodhah) – чувство объективированного «я», то есть чувство «я – объект», возникающее при сочетании в существе множества эктоплазматических частиц.

шадари́пу (śadripu) – шесть врагов разума.

Ша́кти (Sakti) – способность создавать что-либо; Пракри́ти, космическое действующее начало.

шамбхули́нга (shambhúliuṋga) – первая точка, с которой начинается творение.

Ши́ва (Shiva) – Тот, в ком пребывают все объекты; Пуру́ша, космическое Сознание.

шрава́на (shravana) – слушание историй о Боге (ха́ри ка́тха), коллективное (ки́ртан) и индивидуальное (бхаджа́н) воспевание Его имени.

ШРАДДХА – поминальная церемония.

ШУДДХИ – очищение разума, включены в процесс медитации.

эктопла́зма (ectoplasm) – то же, что чи́тта.