Как выбрать правильный путь (лекция ачарьи Тапешананды Авадхуты)

Для духовного искателя существуют определенные правила, которыми ему необходимо руководствоваться для выбора правильного пути. 10-15 лет назад в России открылся железный занавес, и сюда устремились представители различных духовных течений. Искренне ищущие люди, желающие понять, кем они являются, и чем является эта Вселенная, немного растерялись при наличии такого разнообразия течений. Ведь каждая из этих групп обещала «небеса». Поэтому очень важно знать ответ на вопрос, как можно правильно оценить информацию, которую дают нам духовные течения касательно практик и философии. Любое развитие начинается с физического уровня. Нужно обратить внимание на то, какие из этих групп уделяют внимание поддержанию баланса и здоровья в физическом теле. Но человеку необходимо равновесие также между физическим, ментальным и духовным миром. Очень странно, что некоторые группы игнорируют физическое развитие – физические упражнения, диету и т.п. Если вы действительно хотите духовно развиваться и познать себя глубже, этот пункт очень важен, так как физическое тело – это фундамент личности. Баланс между телом и духом не может быть достигнут без физического здоровья, без надлежащего ухода и внимания к физическому телу. Существует другая крайность – некоторые группы считают необходимым развивать только физическое тело - заниматься хатха-йогой и соблюдать диету. При выборе правильного пути второй пункт, по которому оценивается информация, касается рационального мышления. Обеспечивает ли та или иная духовная группа возможность развития и дает ли ответы на ваши вопросы? Идея духовного пути состоит в переносе нашей повседневной жизни в сферу духовности. Эта сфера полна мира, покоя и счастья. Мы занимаемся духовными практиками и чувствуем вдохновение. В момент полного разочарования в повседневной жизни мы можем получить источник вдохновения в духовной сфере. Переходя на духовный уровень, мы должны понимать, что с нами происходит. Когда существует понимание происходящего, скорость нашего духовного развития намного возрастает. С осторожностью относитесь к той духовной группе, которая не развивает рациональности мышления и не дает рациональных ответов на происходящие события. В мире много таких групп, которые игнорируют научный, рациональный подход. Итак, что такое человек, и чем является человеческая жизнь? Чем является этот мир и в чем цель жизни? Такого рода вопросы постоянно преследуют человека, независимо от времени, места и его личностных качеств. Еще раз подчеркну, научное понимание, рациональное понимание того, что происходит с нами, намного ускоряет наше развитие. Третьим важным вопросом, на который нужно обратить внимание при выборе духовной группы, является то, как эта группа относится к общественному служению. Можем ли мы испытывать настоящий покой и счастье, если кто-то рядом с нами страдает? Многие говорят, что люди страдают из-за своей кармы. Если перед ними человек без ног, они говорят, что у него такая карма, а у меня своя карма, и мне нет дела до этого человека. Существуют иного рода рассуждения. Бог с нами, значит с нами Его благословение, а эти люди не с нами, и у них нет Божьего благословения. Обе приведенные идеи в корне неправильны. Сострадание – необходимый фактор человеческого бытия, и оно должно распространяться на каждого человека. Если мы проанализируем, что понимается под «служением» в той или иной группе, мы сможем сделать правильный вывод и правильный выбор. Четвертым важным пунктом для выбора духовной группы является нужная и ценная для общества социальная философия. Обычно мы отделяем материальный мир от духовного. Но наши естественные нужды, как, например, потребность в еде, одежде и т.д. не могут игнорироваться. Эта сторона жизни очень важна для человека. Без нее мы не сможем быть в этом мире и выполнять духовные практики. Некоторые группы пытаются избежать вопросов социального плана, тем самым, ограничивая развитие общества на этом уровне. Что касается лично меня, то я очень интересуюсь вопросами экономики, политики, то есть, социальной стороной жизни. И, где бы я ни путешествовал, я стараюсь побольше узнать об этой стороне жизни, чтобы сделать свое служение наиболее эффективным. Неправильно игнорировать социум, полностью погружаясь в духовный мир. Следующим, пятым пунктом для правильного выбора духовного общества является его отношение к женщине. В некоторых группах у женщин меньше прав по сравнению с мужчинами. Основополагающей идеей философии должно быть равноправие для всех. Существует неверное мнение, что женщине нужно принять мужское тело, чтобы достигнуть реализации. Хотя, зачастую женская преданность гораздо сильнее мужской. Идеи о неравноправии женщин культивировались на протяжении столетий и создали определенные комплексы в обществе. Необходимо расчистить наше сознание в этом направлении. Для того, чтобы составить правильное мнение о духовной группе, нужно проанализировать, как она относится к женщинам-учителям, женщинам-лидерам. Любое духовное общество должно иметь широкий взгляд на культуру. Нельзя зацикливаться только на культуре своего народа. Следующий пункт, по которому нужно оценивать духовное общество, это отношение к деньгам. Посещение некоторых духовных групп является абсолютно бесплатным. Но, как ни странно, например, в Японии существует стереотип - если дешево, значит плохо. И духовные группы в Японии широко эксплуатируют этот сантимент, требуя от своих участников большие суммы денег в качестве взносов. Люди думают: это, наверно, нечто особенное, если стоит так дорого. С другой стороны, если человек уже вложил в группу какие-то деньги, ему хочется продолжать в ней заниматься, иначе получится, что деньги были выброшены на ветер. Некоторые группы заняты лишь тем, чтобы привлечь в свои ряды как можно больше людей. Например, существует общество, имеющее название «* * * * *». При первой встрече его представитель спрашивает вас: «Не хотите ли вы пройти психологический тест?» У меня был такой случай 25 лет назад, когда я только что закончил обучение на помощника ачарьи. Ко мне подошла милая девушка и предложила пройти тест. Я ответил на 100 вопросов, а она, проанализировав ответы, сказала, что кое-что в моей жизни хорошо, но там-то и там плохо, и в будущем из-за этой психологической проблемы я могу совершить самоубийство. Время обучения было счастливейшим в моей жизни. Я просто летал. Но этот тест опечалил меня. Девушка постаралась успокоить, поднять мое настроение, рассказав, что у них есть курсы, пройдя которые, все в моей жизни можно исправить. И тут я вспомнил, что случилось с двумя филиппинскими йогинами, которые посвятили подобному "исправлению" судьбы все свое состояние. Обычно первый курс этого "исправления" стоит дешево. На первом этапе с человеком работают все представители группы. По окончании курса они делают заключение, что у вас почти все хорошо, но все-таки остались маленькие проблемы. При этом предлагается пройти еще один курс для их устранения. Следующий курс стоит уже не так дешево, но, в то же время, он еще и не дорог. Проходя его, вы постоянно окружены вниманием. Но после окончания этого курса у вас опять найдут недостатки. Вам предлагается пройти третий курс, за который уже нужно выложить изрядную сумму. И тут-то у вас начинают возникать сомнения. А не обман ли это? Но вам не хочется следовать сомнениям, так как вы уже вложили деньги в этот процесс, и, если его прервать, деньги совершенно точно окажутся потраченными зря. Фраза «у вас все в порядке, но остался один малюсенький изъян» преследовала филиппинцев после каждого курса. Однако, когда вложено уже столько денег, нужно идти до конца, ведь есть вероятность, что все это не обман… Люди вынуждены были продать свои дома, так как у них не хватало денег заплатить за очередной курс. И тогда им предложили поработать в фирме, чтобы затем пройти следующий курс. Возникшая зависимость от группы привела к рабскому труду. Запомните, перед тем, как потратить большую сумму денег, будьте очень осторожны, посоветуйтесь об этом со своими друзьями. Не тратьте деньги сразу же, находясь под большим впечатлением от увиденного и услышанного. Ложитесь спать, и наутро наваждение рассеется. У группы "* * * * *" есть огромный центр в Лос-Анджелесе. Многие знаменитости, такие, как Майкл Джексон, являются членами этой группы. Группа "* * * * *", чтобы не платить налоги, называет себя религиозной организацией. Но их деятельность не что иное, как бизнес. Седьмым пунктом для выбора духовной группы является то обстоятельство, бросаете ли вы себе вызов, встав на новый путь. Духовный искатель не ищет личного комфорта, он хочет бросить вызов судьбе. Если нет вызова, нет и духовного развития. Когда вы сталкиваетесь с трудными задачами, вы открываете в себе нечто, о чем никогда не подозревали. Человек не знает своего потенциала до тех пор, пока он не расправит крылья. И только это даст ему возможность раскрыться. Наконец, восьмой пункт – самый важный. Следует ли лидер и члены группы тому, чему они учат? Если вы уже выбрали группу, очень важно как можно точнее следовать тому, чему вы учитесь. Однажды мы арендовали помещение, а в зале по соседству собиралась духовная группа, члены которой на лекциях много говорили о медитации, но никогда не медитировали. После своих занятий они просто расходились по домам. Почти невозможно следовать любому учению на 100%, но эти люди даже не пытались выполнять то, что они проповедовали. И еще один важный момент – никогда не судите о группе по одному человеку. Нелицеприятный поступок этого человека вовсе не означает, что остальные члены группы поступили бы также. Особое внимание нужно обратить на лидера группы. Будьте осторожны в своих поступках. По-настоящему чистого человека никогда не обманут. Будьте осторожны также со своей жадностью. Вам, наверно, случалось быть свидетелем того, что предлагается товар, к примеру, за 55 рублей, хотя, по словам торговца, он стоит 1000 рублей. Человек из-за своей жадности покупает весь этот товар, а потом оказывается, что он купил нечто бесполезное и зря потратил деньги. Аналогична ситуация с духовным развитием. Многие группы предлагают невиданные чудеса. Подверженные жадности, мы гонимся за чудесами, которые нам посулили. Следующий пункт, по которому нужно выбирать духовную группу, тоже касается жадности. В жизни не существует коротких и легких путей. Если вы хорошо учитесь в 1-м классе и захотите перепрыгнуть сразу в четвертый, это не сработает. Вам нужно приложить немало усилий, чтобы достичь уровня четвертого класса. Здесь работает так называемый закон фермера. Сначала вы высаживаете в землю семечко, поливаете его, даете ему тепло, свет, а затем терпеливо ждете. Вы же не станете через день выкапывать семя, чтобы посмотреть, что с ним происходит. Никогда ни с кем себя не сравнивайте. Очень часто мы не можем знать, насколько близки к своей духовной реализации. Например, ваша жизнь проходит очень гладко, но при этом вы можете быть далеки от цели. Бывает, что жизнь полна трудностей, а вы всего лишь в двух шагах от реализации. Именно поэтому никогда не сравнивайте себя с другими. Тщательно выполняйте практики и медитируйте. Однажды меня спросили: "Можно ли узнать человека, уже реализовавшего себя?" Я ответил: "Конечно же, нет. Он не имеет какого-либо светящегося нимба на голове или еще чего-то особенного.Нет, он совершенно обычен. Он такой же, как мы. Но это очень гармоничный человек". Важно иметь только одного учителя. Не пытайтесь учиться сразу у многих. Некоторые стремятся быстро получить все духовные уроки. Но зачастую это ради престижа. Конечно, старайтесь как можно быстрее выполнить все уроки, ведь жизнь коротка. Но если вы не закончили освоение предыдущих уроков, то, придя к шестому, вы обнаружите, что не можете выполнять его, потому что ваш разум просто не готов. Или, практикуя 6-й урок, вы не почувствуете ничего, кроме разочарования. Иногда достаточно медитировать на простую мантру "Баба нам кевалам" для достижения высшей ступени самадхи, но можно иметь все 6 уроков и не чувствовать ничего. Постоянно думайте о том, как очистить свой разум и ничего не делайте для престижа. Пытайтесь развивать свою преданность. Преодолевайте трудности, коротких путей нет. И последний вопрос, который сегодня хочется затронуть. Он касается различных чудес и личностных качеств лидера. Люди часто возводят самих себя в культ. И чем больше они думают о себе, тем меньше обращают внимания на духовное развитие других. Зачастую развитие культа того или иного лидера идет параллельно с развитием у него оккультных способностей. Идея раджадхираджа-йоги в том, что в этом мире существует всего один Гуру, и имя Ему – Брахма, Бог. Каждый из нас является воплощением Брахмы, частичкой Брахмы, но каждый из нас находится на определенной ступени к Нему. Неверно сказать, что один человек более развит, чем другой, правильнее сказать, что один человек более познал себя, чем другой, так как мы все имеем одинаковый потенциал.