Международная организация «Ананда Марга» и её деятельность в Российской Федерации


«Ананда Марга» (в буквальном переводе «Ананда» – «блаженство», «Марга» – «путь», то есть «Ананда Марга» – «путь блаженства»). Полное название организации – «Ананда Марга Прачарака Самгха», что переводится как «Организация, целью которой является пропаганда «Пути Блаженства». В учении и практике организации тесно сочетаются два элемента – духовный (включая религиозный) и социальный. Её девиз: «Самореализация и служение обществу». Как утверждают последователи, «миссия Ананда Марги – помочь каждому человеку достичь полной самореализации и построить такую социальную структуру, в которой физические, ментальные и духовные потребности всех могут быть удовлетворены.
«Ананда Марга» является международным социально-религиозным движением, чье учение синтезирует традиционные религиозные и философские индуистские представления и некоторые современные научные понятия, а практическая деятельность направлена не только на «расширение сознания и постижение высшей реальности» последователей, но и на реализацию многообразных социальных проектов.
Сергей Игоревич Иваненко, религиовед,
доктор философских наук
 
Имя этой организации внушает многим страх. Её обвиняют в том, будто бы «отделения организации превратились в очаги международного терроризма»[2]. Однако «Ананда Марга» официально зарегистрирована в Индии, Италии, Бразилии, Германии, США и многих других странах мира. В России, где организация не зарегистрирована, первые последователи «Ананда Марги» появились в конце 80-х годов XX века и за прошедшие годы никаких обвинений в терроризме или иной противозаконной деятельности против последователей этой организации в нашей стране не выдвигалось[3].
В последние годы появились диссертационные[4] и другие исследования, показывающие, что «Ананда Марга» не является террористической или экстремистской организацией. Мои личные наблюдения также подтверждают стремление последователей этого движения действовать в рамках существующего законодательства.
 
Международная организация «Ананда Марга Прачарака Самгха».
«Ананда Марга» (в буквальном переводе «Ананда» – «блаженство», «Марга» – «путь», то есть «Ананда Марга» – «путь блаженства»). Полное название организации – «Ананда Марга Прачарака Самгха», что переводится как «Организация, целью которой является пропаганда «Пути Блаженства». В учении и практике организации тесно сочетаются два элемента – духовный (включая религиозный) и социальный. Её девиз: «Самореализация и служение обществу». Как утверждают последователи, «миссия Ананда Марги – помочь каждому человеку достичь полной самореализации и построить такую социальную структуру, в которой физические, ментальные и духовные потребности всех могут быть удовлетворены»[5].
«Ананда Марга» является международным социально-религиозным движением, чье учение синтезирует традиционные религиозные и философские индуистские[6] представления и некоторые современные научные понятия, а практическая деятельность направлена не только на «расширение сознания и постижение высшей реальности» последователей, но и на реализацию многообразных социальных проектов[7]. Действует более чем в 200 странах, насчитывая свыше 500 тыс. последователей. В ряде стран она зарегистрирована в качестве религиозной организации, в Индии имеет статус общественно-религиозной корпорации. Два отделения[8] международной организации «Ананда Марга Прачарака Самгха» получили статус независимых неправительственных организаций, аккредитованных при Организации объединенных наций – это AMURT (Ananda Marga Universal Relief Team, что означает «Команда универсальной помощи Ананда Марга») США и AMURT ШВЕЙЦАРИЯ. Основная деятельность этих отделений заключается в организации и осуществлении различных социальных проектов, оказании помощи при землетрясениях, наводнениях и других стихийных бедствиях.
По оценке некоторых отечественных религиоведов, «Ананда Марга» – современная неоиндуистская организация, одно из новых религиозных движений индийского происхождения[9]. Однако, по нашему мнению, такая характеристика требует определенной корректировки. Возникнув свыше 50 лет тому назад, распространившись во многих странах и приобретя сложившуюся организационную структуру, разработанное учение и практику реализации социальных проектов, «Ананда Марга» может быть охарактеризована в качестве одного из социально-религиозных движений, по сути утратившего характерные признаки нового религиозного движения.
 
Основатель «Ананда Марга» Прабхат Ранджан Саркар и его учение.
«Ананда Марга» была основана в 1955 г. индийским мыслителем и социальным деятелем Прабхатом Ранджаном Саркаром (1921-1990) из Бихара (Северная Индия). Создатель «Ананда Марга» был железнодорожным служащим и имел семью (то есть не был монашествующим, ведущим «отрешенный» образ жизни). Он не принадлежал к какой-либо традиционной религиозной или религиозно-философской школе и не являлся одним из «звеньев» в «цепи ее ученической преемственности».
Принимая П. Р. Саркара в качестве духовно реализованного Мастера медитации, последователи называли его «Шри Шри Анандамурти» (что значит «Тот, кто привлекает других как воплощение блаженства») или просто «Баба» (отец).
Прабхат Саркар написал более 50 книг, предложив свои концепции развития истории и мировой экономики (с упором на экологию) и свое метафизическое представление о мироздании. Он предсказал крах социалистической системы, а вслед за этим — глобальный кризис капитализма: двух моделей общества, равно пренебрегающих духовным началом. В 1959 г. П. Р. Саркар разработал теорию альтернативного и социализму, и капитализму строя (теорию «прогрессивного использования»[10] всех ресурсов человечества: материальных, интеллектуальных и духовных — на благо общества).
В своих первых работах на эту тему П. Р. Саркар утверждал, что люди, вместо того, чтобы отождествлять себя с определенной расой, религией, национальностью или языковой группой, должны считать себя частью одной великой семьи, включающей все человечество. Этот тип общественного мировоззрения он называл «универсализмом». В 1982 году, в серии бесед, опубликованных в книге «Неогуманизм: освобождение разума[11]» он отметил, что обычный гуманизм не был в состоянии возвысить человечество до высоты универсализма, и представил миру новую формулировку гуманизма, имеющего своей основой духовность, назвав его «Неогуманизм». П. Р. Саркар утверждал, что идеалом является общество, свободное от неравенства и что «усилие двигаться к абсолютной реальности, формируя общество, свободное от неравенства, в котором каждый представитель человеческой расы движется в едином потоке, называется «Сама Самадж Таттва».
Нео-гуманизм базируется на понимании основополагающей характеристики людей (дхармы). Высшие возможности человеческой природы требуют, чтобы разум мог расширяться и течь по направлению к Высшему Сознанию (Богу). Когда это случается, человек развивает любовь (преданность) по отношению к Высшему Сознанию и любовь ко всем существам. Эту любовь к Высшему Сознанию следует считать величайшим сокровищем человечества. Без нее жизнь становится сухой и бессмысленной.
По мнению П. Р. Саркара, обычный гуманизм имеет некоторые серьезные дефекты. Прежде всего, такой гуманизм не распространяется на растения и животных. Люди говорят о «человеческих правах», но продолжают отрицать возможность существования прав животных и растений[12]. Другим дефектом гуманизма является то, что он лишен мощного духовного фундамента и часто вырождается в псевдо-гуманизм. Примером может служить то, как многие так называемые развитые нации оказывают гуманитарную помощь менее развитым странам во имя гуманизма, но одновременно с этим транснациональные корпорации в безрассудной погоне за прибылью вытягивают из менее развитых стран их богатства и ресурсы.
 
Преследования П. Р. Саркара и «Ананда Марга» в 1971-1978 г.г.
Свои общественные взгляды П. Р. Саркар стремился распространять не только среди своих последователей, число которых росло, но и во властных структурах Индии. Это вызвало противодействие Правительства Западной Бенгалии, руководимого Коммунистической партией Индии, а также Правительства Индии во главе с Индирой Ганди. В 1971 г. П. Р. Саркар был осуждён, как было впоследствии установлено, по ложному обвинению в убийстве шести своих бывших сподвижников, в 1972 г. «Ананда Марга» была запрещена как военизированная организация, якобы призывавшая к свержению законного правительства. Однако в 1978 г. П. Р. Саркар был реабилитирован, а «Ананда Марга» – легализована.
 
Духовная практика.
Собственно духовная практика (садхана) последователей «Ананда Марга» включает индивидуальную медитацию два раза в день и коллективную – раз в неделю, различные созерцательные упражнения, чтение духовной литературы (прежде всего – произведений П. Р. Саркара), пение духовных песен (прабхат самгитов), воспевание универсальной мантры «Ананда Марги» (киртана), и др. Большое место отводится рецитации (чтению вслух, декламации) мантр[13], направленной на пробуждение внутренней энергии (кундалини). Одной из духовных практик являются психо-физические танцы (тандава, каушики), воспринимаемые как йогические упражнения.
В «Высшем указании» Шри Шри Анандамурти подчеркивает необходимость выполнения духовной практики (садханы) регулярно два раза в день для того, чтобы достичь освобождения. «Каждый ананда марги должен неизменно выполнять садхану дважды в день, это является указанием Парама Пуруши[14].– Не следовать данному указанию – значит подвергнуть себя мукам животной жизни на десятки миллионов лет,»[15] – говорится в «Высшем указании».
К обязательной духовной практике в Ананда Марге относится строгое следование десяти нравственным принципам йоги – джама-нияма садхана.
 
«Янтра», носящая название «пратик».
В «Ананда Марге», в качестве вспомогательного средства для медитации, используется особая «янтра», то есть геометрический символ, выгравированный или нарисованный на металле, бумаге или ином материале (это слово в наиболее общем смысле означает инструмент или то, чем что-либо делается; в религиозном поклонении или процессе медитации «янтра» — это то, посредством чего ум, фиксируясь, сосредотачивается на объекте поклонения или медитации). В медитативной практике последователей «Ананда Марги» наибольшее распространение имеет «янтра», носящая название «пратик»[16]. Пратик – это символ, отражающий сущность идеологии Ананда Марги. Шестиконечная звезда состоит из двух равносторонних треугольников, находящихся в равновесии. Треугольник, острие которого направлено вверх, символизирует усилия, действия, имеющие целью благосостояние и прогресс человечества. Треугольник, острие которого направлено вниз, символизирует духовное знание, внутреннее стремление к реализации духовного потенциала через медитацию. Восходящее солнце в центре пратика обозначает успех, всесторонний прогресс. Цель жизненного пути духовного искателя представлена свастикой[17], символизирующей духовную победу. Обычно этот символ печатается на титульном листе изданий «Ананда Марга».
«Как правило, «пратик» ставится в месте, где медитирует один или несколько человек, – отмечается в одном из изданий официального издательства организации (Ananda Marga Publication) на русском языке. – Специфическая комбинация элементов является результатом экспериментов над разумом, впервые осуществленных Садашивой, предписывавшим своим ученикам медитации на различные формы. Он обнаружил, что те, кто концентрировался на перевернутом острием вниз равностороннем треугольнике (символе «Агья Чакры», означающем духовность, погружение внутрь), становился настолько интроспективным, что терял всякий интерес к физическому миру. А тот, кто медитировал на треугольник с острием, направленным вверх (символ «Манипура Чакры», означающим энергию действия, направленную на внешний мир), достигал небольшого духовного прогресса, в силу того, что чересчур увлекался внешними действиями. Соединив два треугольника в шестиконечную звезду (бхайрави чакра), Шива обнаружил, что люди, медитировавшие на этот символ, достигали гармонии, добиваясь духовного продвижения, не пренебрегая своими мирскими обязанностями. Когда достигается единство двух миров: материи и духа, на горизонте человеческого разума появляется – идеал Тантры – восходящее солнце прогресса, предвещающее приближающуюся духовную победу, символом которой является свастика»[18].
Следует подчеркнуть, что, по убеждению последователей «Ананда Марги», «пратик» не имеет ничего общего с нацистской символикой. Это древний символ, история которого уходит в глубь тысячелетий и множество старинных храмов в Индии имеют на своих стенах свастику. В материалах «Ананда Марга» утверждается, что «Гитлер заимствовал этот символ из древнеиндийских духовных традиций и повернул его вправо, превратив из символа победы в символ поражения».
Вместе с тем, российское законодательство запрещает «пропаганду и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения»[19]. В пратике Ананда Марги используется изначальный древний смысл свастики, как символа успеха и благополучия. Данная норма в сочетании с восприятием в массовом сознании свастики в качестве нацистского символа создаёт серьёзные проблемы для использования такого символа, как «пратик», в нашей стране. Широким массам малоизвестен тот факт, что солдаты Красной Армии на заре революции носили на рукавах шинелей символы свастики.
Последователи «Ананда Марга», с которыми мне приходилось беседовать, не готовы к отказу от символа «пратик» в изданиях материалов организации на русском языке.
Направление йоги, которое практикуют в "Ананда Марге", называется раджадхирадж йога. Это направление зародилось в Бенгалии свыше 2500 лет назад, о нем упоминается в йогическом тексте "Шива Самхита". Данной системой йоги, возрождённой и усовершенствованной Шри Шри Анандамурти, для поддержания телесного здоровья и ментального баланаса предписывается лакто-вегетарианское питание, ежемесячное суточное сухое голодание в дни экадаши (11 и 26 лунные дни), практика асан и мудр 2 раза в день.
 
Организационная структура.
Приверженцы «Ананда Марга» называют себя «марги». Для мирян одобряется создание семьи, особенно межнациональной и межрасовой, активное участие в благотворительной деятельности, социальная карьера. С 1962 г. в организации действует институт монашества[20]. Задача монашеского ордена – ачарьев – пропагандировать духовность, вдохновлять людей на познание своей сути, учить своим примером.
В основе идеологии монашеского ордена лежит идея духовности и познания себя, мира, Бога (в общем смысле «марги» предпочитают говорить обезличенно – Высшего Сознания) как единственного предназначения жизни человека. Ачарьи – мужчины и женщины, отрекшиеся от мира, прошедшие специальный курс духовной подготовки, в том числе получившие знание иностранных языков (включая санскрит и бенгали), философии и практики йоги. Учитывая то, что идеологическая составляющая охватывает практически все виды деятельности и также то, что организация распространена более чем в 200 странах мира, внутри ордена существует определенная структура.
Деление производится на основе географических зон и видов деятельности: к примеру, есть подразделение помощи при стихийных бедствиях (AMURT – http://www.amurt.net), есть подразделение по пропаганде экономической теории прогрессивного использования (PROUT – http://www.prout.org), подразделение по борьбе с жестоким отношением к животным и растениям (PCAP – http://www.pcap.amps.org), департамент благосостояния женщин (WWD – http://www.wwd.amps.org), образовательный департамент (Gurukul – http://www.gurukul.edu) и т.п. (Список ресурсов доступен на английском языке на сайте http://www.amps.org и http://www.anandamarga.net).
Кроме того, монахи бесплатно обучают урокам медитации (через процесс инициации), ведут работу по пропаганде вегетарианства, здорового образа жизни, йоги (в классическом понимании – йогических упражнений), духовности.
Принявшие монашество именуются «дада» (буквально «старший брат») и «диди» (буквально «старшая сестра»).
После смерти Шри Шри Анандамурти (П. Р. Саркара) организацией руководит совет авторитетных лиц, располагающийся в г. Ранчи (Индия), во главе с Президентом («Пуродха Промукхом»), избираемым пожизненно[21]. Структура «Ананда Марга» сочетает участие в руководстве работой различных департаментов и комитетов как монахов, так и мирян.
Как правило, из мирян формируются локальные ячейки по городам и деревням – «юниты». Ведется индивидуальное и совместное выполнение проектов социального служения, а также среди последователей проводятся коллективные, медитации. «Юниты» обладают автономией, для лучшей координации могут иметь свою собственную организационную структуру – как правило, это совет юнита – коллегиальный выборный орган самоуправления. Юниты могут объединяться в более крупные структуры (на уровне региона, страны).
С 1966 г. активно велась миссионерская работы за пределами Индии. Зарубежные страны, в которых есть организации «Ананда Марга», разделены на 9 регионов. Территория Европейской части России относится к региону с центром в Берлине, Азиатской – к региону с центром в Тайпее.
Большинство монахов-ачарьев «Ананда Марга», действующих в России – иностранные граждане. В данный момент есть только один полностью обученный ачарья-гражданин России (курс обучения занимает не менее трех лет).
Как международное общественно-религиозное движение «Ананда Марга» работает в России с конца 80-х годов XX в. Первые группы последователей («юниты») возникли в Ленинграде и Хабаровске.
Некоторые группы последователей были зарегистрированы как региональные общественные организации – в Хабаровске (1991г.), во Владивостоке, Санкт-Петербурге и Барнауле (1992г.) и Южно-Сахалинске (1993г.). После принятия Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» (1997 г.) последователям «Ананда Марга» было предложено перерегистрироваться в качестве религиозных организаций, потому что, по мнению властей, этот статус больше подходит к их деятельности.
Однако это сделано не было, так как среди последователей «Ананда Марга» не было в тот период понимания важности обретения статуса зарегистрированной религиозной организации, а представители органов власти зачастую воспринимали «Ананда Марга» через призму негативных публикаций в иностранной и российской прессе.
В результате, все ранее зарегистрированные общественные организации были в конце 90-х годов ликвидированы. «Марги» нашли выход – были зарегистрированы благотворительные и некоммерческие организации, некоторые из них продолжают свою работу в качестве обществ и центров йоги: например, «Барнаульское общество йоги»[22] и «Дальневосточный центр йоги» (Владивосток). Юридически деятельность обоих АНО на данный момент прекращена, но фактически она продолжается под статусом общественного движения.
На сегодняшний день самыми крупными и деятельными являются юниты Барнаула и Владивостока. На европейской части России сравнительные немногочисленные «юниты» действуют в Москве, Санкт-Петербурге и Белгороде, на азиатской части России – в Барнауле, Бийске, Рубцовске, Новосибирске, Новокузнецке, Комсомольске-на-Амуре, Хабаровске, Арсеньеве и Южно-Сахалинске и некоторых других городах.
Общественная деятельность «Ананда Марги» в России представлена в основном благотворительными программами (помощь малоимущим, детям-инвалидам, детям больным туберкулезом, престарелым) через организацию новогодних утренников, концертов, материальную помощь (финансовая поддержка, продукты питания, одежда, медикаменты, оснащение лечебных кабинетов) и просветительской деятельностью.
Просветительская деятельность осуществляется путём разъяснения на йога-классах и семинарах основ здорового образа жизни, правильного питания, дозированного голодания, обучения асанам и мудрам (упражнения йоги), правильному дыханию, медитации и философии йоги. Ежегодные 3-9-дневные летние ретриты раджадхираджа йоги с участием ачарьев проходят на Дальнем Востоке с 1994 года*, в Горном Алтае с 1999 года, на Сахалине с 2006 года, где одновременно собирается от 40 до 250 человек. Последние 2-3 года подобные ретриты начали проводиться и в европейской части России (Белгород, Подмосковье).
Просветительская деятельность также осуществляется путём размещения информации в сети Интернет (сайты, списки рассылки на mail.ru, специализированные группы на сайтах vkontakte.ru и yahoogroups.com) и через переводы трудов Шри Шри Анандамурти членами публикационного комитета Ананда Марги в России.
В среде российских последователей «Ананда Марга» обсуждался вопрос о желательности получения полноценного юридического статуса (в качестве зарегистрированной российской религиозной организации или регистрации в России представительства Международной организации «Ананда Марга Прачарака Самгха»как иностранной религиозной организации). В г. Барнауле была предпринята попытка регистрации местной религиозной организации. Марги пытались доказать что в Барнауле религиозная группа их школы существует на протяжении более 15 лет и имеет право быть зарегистрированной в качестве религиозной организации.
Суд, основываясь на результатах местной религиоведческой экспертизы, отклонил соответствующий иск, поэтому в настоящее время последователям «Ананда Марга» в России не удалось получить правовой статус зарегистрированной религиозной организации.
На текущий момент деятельность, относящаяся преимущественно к духовным практикам (еженедельные коллективные медитации, ретриты и т.п.), осуществляется последователями "Ананда Марги" через местные религиозные группы, а общественная благотворительная и оздоровительно-просветительская деятельность – через общественное движение.
Представляется, что международный характер «Ананда Марга» и относительно широкая распространённость в мире её последователей говорят об актуальности всестороннего изучения идеологии и деятельности этой организации.
 
Литература на русском языке 
1.  Шри Шри Анандамурти. Йога Психология.: пер. с англ., Издательство «Публикации Ананда Марги (Россия)», 2002.- 216 с.
2.  Шри Шри Анандамурти. Руководство к Поведению Человека.: пер. с англ., Издательство «Публикации Ананда Марги (Россия)», 2002.- 44 с.
3.  Йога: Путь Тантры. – Барнаул: ОАО «Алтайский полиграфический комбинат», 2001. – 104 с.
4.  Ананда Марга Чарьячарья, часть 3. Барнаул, ОАО «Алтайский полиграфический комбинат», 2001. – 56 с.
5. Прабхат Ранджан Саркар «Неогуманизм: освобождение разума»: пер. с англ., Издательство «Публикации Ананда Марги (Россия)»,  – Барнаул, 2007. – 93 с.
6. «Мысли П. Р.Саркара»: пер. с англ., Издательство «Публикации Ананда Марги (Россия)»,  – Барнаул, 2007. – 104 с.
7. Авадхутика Ананда Митра Ачарья «Духовная философия Шри Шри Анандамурти: комментарии к Ананда Сутрам»: пер. с англ., Издательство «Публикации Ананда Марги (Россия)»,  – Барнаул, 2007. – 350 с.
 
Каталог ссылок в сети Интернет
www.am.newmail.ru – общая информация о движении «Путь Блаженства» в России (на русском языке).
www.yoga.barnaul.ru (барнаульское общество йоги).
Ананда Марга (Путь Блаженства) на английском языке
www.anandamarga.org – главный сайт школы.
www.prout.org – PROUT (социо-экономическая теория).
www.ru.org – движение «Возрождение Вселенной» (возрождение духовно-ориентированной культуры в современном обществе).
www.prabhatasamgiita.net – музыкальное наследие П. Р. Саркара («Песни нового рассвета»).


[1] Иваненко Сергей Игоревич, доктор философских наук, религиовед.
[2] См., например: Н.А. Трофимчук, М.П. Свищев. Экспансия (М, 2000) http://psyfactor.org/expan7-8.htm
[3] В настоящее время в Российской Федерации сравнительно немногочисленные группы последователей «Ананда Марга» действуют в Барнауле, Белгороде, Владивостоке, Москве, Новокузнецке, Рубцовске, Санкт-Петербурге, Южно-Сахалинске и некоторых других городах.
[4] См.: Е.Г. Романова. Новое религиозное объединение Ананда Марга в странах Дальнего Востока и в России. диссертация... кандидата философских наук : 09.00.13 Москва, 2006. – 297 с.
[5] В частных беседах представители организации могут заявить, что «с точки зрения светского общества «Ананда Марга» – одна из религий. Но мы не считаем себя религией. Точнее, «Ананда Марга» – больше, чем религия. Наша миссия – распространять научно-духовные практики, которым может следовать любой человек, независимо от своей религиозной принадлежности».
[6] В учении «Ананда Марга» содержатся идеи классической йоги, санкхьи (одна из шести традиционных школ индуистской философии), тантризма и некоторых других индийских философских систем.
[7] «Ананда Марга» реализует различные социальные проекты, в том числе по оказанию помощи жертвам стихийных бедствий, развитию медицины, сельского хозяйства, заботу о детях, поддержку равноправия женщин, защиты животных и растений от жестокого обращения и др.
[8] http://www.un.org/dpi/ngosection/asp/form.asp
[9] С.В. Пахомов. Ананда Марга // Религиоведение/Энциклопедический словарь. – М.: Академический проект, 2006. – С.40.
[10] Progressive Utilization Theory – PROUT.
[11] Прабхат Ранджан Саркар "Неогуманизм: освобождение разума" – Барнаул, 2007. – 93 с.
[12] П. Р. Саркар создал в 1977 г. в рамках «Ананда Марга» Общество защиты растений и животных от жестокости (Prevention of Cruelty to Animal and Plant – PCAP).
[13] Главной среди мантр является «Баба нам кевалам» (буквально «только имя отца»), совместно читаемой нараспев последователями «Ананда Марга» медитациями. Эта мантра интерпретируется как «все является выражением бесконечного сознания».
[14] Парама Пуруша – санскр., высшее Сознание.
[15] «Высшее указание» Шри Шри Анандамурти опубликовано в начале нескольких изданий официального издательства организации (Ananda Marga Publication) на русском языке, например: Шри Шри Анандамурти. Ананда Марга Чарьячарья, часть 3. Барнаул, 2001. – 56 с.; Шри Шри Анандамурти. Руководство к поведению человека. Барнаул, 2002. – 44 с. и др.
[16] Представляет собой шестиконечную звезду, внутри которой помещена свастика на фоне восходящего солнца.
[17] Свастика в древние времена символизировала удачу; само слово происходит от санскритского «благоденствие». Этот крест можно найти на скатертях племени Навахо, на греческой керамике, критских монетах, римских мозаиках, на предметах, извлеченных при раскопке Трои, на стенах индусских храмов и во многих других культурах самых разнообразных времен. Это символ солнечного прохода по небесам, превращающего ночь в день – отсюда более широкое значение как символа плодородия и возрождения жизни; концы креста интерпретируются как символы ветра, дождя, огня и молнии. В Японии это символ долгой жизни и процветания. В Китае это древняя форма знака «фан» (четыре части света), позднее – символ бессмертия и обозначение числа 10.000 – так китайцы представляли бесконечность. Также это священный символ буддизма и джайнизма. Конечно, были исключения в позитивном имидже свастики – самым известным стал германский Hakenkreuz или «крючковатый крест», который, повернув, нацистская партия приняла в качестве своего символа в 1919 году.
[18] Йога: Путь Тантры. Барнаул, 2001. – С.96-97.
[19] Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, статья 20.3. устанавливает административную ответственность за изготовление, распространение, пропаганду и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения.
[20] Среди монахов есть и те, кто не состоит в браке (их большинство), и семейные люди.
[21] В настоящее время им является Ачарья Вишвадевананда Авадхута.
[22] Осуществляет ряд благотворительных проектов, включая социальную помощь нуждающимся семьям, детям-инвалидам, детям, больным туберкулезом, детям из неблагополучных семей и др. (см.: ).

Источник: www.keston.org.uk   Об авторе: www.ru.wikipedia.org


*По уточненным данным семинары на Дальнем Востоке стали проводиться с 1990 года (примечание редактора).