Шри Шри Анандамурти о Тантре

Выдержи из книги Шри Шри Анандамурти "Беседы о Тантре", т.2. Достоверных фактов для того, чтобы утверждать, что в Ведийский период духовное знание передавалось от наставника к ученику, нет. Насколько мы знаем из истории духовной са'дханы, Господь Шива был первым, кто распространил её, и дал этому духовному культу название - Тантра. Тантра это секрет, стоящий за духовным прогрессом. Определение слова тантра в писаниях таково: Там' джяд'ья'т та'райет джясту сах тантрах парикирттитах ["Тантра это то, что освобождает человека от оков статичности"]. Там' - это акустический корень статичности. Тантра также имеет другое значение. Санскритский глагольный корень тан значит "расширять". Таким образом, процесс, который ведет к расширению и, в конечном счете, к освобождению человека, называется тантра. Таким образом, са'дхана' и Тантра - неразделимы. Значение понятия Тантра - "Освобождение от оков [оков косности или статичности]". Слог та - это зерно [звук] невежества. А глагольный корень трае в сочетании с суффиксом д'а, образующий тра, это: "то, что освобождает" - итак, духовная практика, которая освобождает искателя от косности или животности статической силы и расширяет [духовную] сущность искателя есть Тантра са'дхана'. Поэтому без Тантры не может быть никакой духовной практики. Тантра - это са'дхана'. Духовная практика представляет собой практику, имеющую целью расширение, и это расширение есть не что иное, как освобождение от оков всех видов косности [или статичности]. Человек, который стремится к духовному расширению или делает что-то конкретное, вне зависимости от его касты веры или религии, является Тантриком. Тантра сама по себе не является ни религией и ни "-измом". Тантра - это основополагающая духовная наука. Таким образом, везде, где есть какая-либо духовная практика, должно быть принято как данность, что она основываются на Тантрическом культе. Мы можем увидеть, что Тантра не поддерживается лишь там, где нет духовной практики, где люди молятся Богу об осуществлении узких мирских желаний, где единственным лозунгом людей является "Дай мне это, дай мне то". Таким образом, только те, кто не понимает Тантру или даже после того как поняли Тантру, не хотят выполнять какой-либо духовной практики, противостоят культу Тантры. Основная характеристика Тантры заключается в том, что она представляет человеческую энергию. Она представляет бескомпромиссную борьбу. Где нет борьбы - нет са'дханы. И по сему, Тантры не может быть там, где нет са'дханы, нет борьбы. Без борьбы невозможно преодолеть грубые идеи и заменить их тонкими. Это совершенно невозможно без са'дханы. Следовательно, Тантра это не только борьба, это всеобъемлющая борьба ("Тантра и Ее Эффект на Общество"). Тантра выискивает или создает обстоятельства, специально рассчитанные на то, чтобы вывести на поверхность, а не упрятать внутрь, проблематичные ментальные тенденции. "Практикующий Тантру достигает возвышения и добивается контроля над враждебной средой. Тантра не принимает учения Вед о том, что люди должны двигаться внутренне, и тщательно избегать какой-либо связи со средой, в которой они находятся" ("Фундаментальное различие между Ведами и Тантрой"). Таким образом, духовный путь достоин называться Тантрическим лишь в том случае, если он на некоторой его стадии осознанно ищет ужасных, деморализующих или искушающих обстоятельств, чтобы бороться с ними и преодолеть их с помощью Космической идеации и веры в гуру. Это не только внешняя или внутренняя борьба, это одновременно обе. Внутренняя борьба - это практика более тонкой части Тантры. Внешняя борьба - это борьба более грубой части Тантры. А обе борьбы, внешняя и внутренняя, - это борьба в двух направлениях одновременно. Таким образом, практика во всякой и каждой сфере жизни получает должное одобрение в Тантре. Практика поднятия кулакун'д'алини - это внутренняя са'дхана' Тантры, в то время как сбрасывание оков ненависти, сомнения, страха, стеснения, и т.п., через прямое действие - это внешняя са'дхана' Тантры ("Тантра и Ее Эффект на Общество"). Обе борьбы "внешняя борьба" и "внутренняя борьба" имеют отношение к борьбе против внутренних врагов - но последняя использует внешние средства для того, чтобы сделать борьбу более интенсивной. Тот, кто не понял внутреннего духа тонкой са'дханы Тантры, или тот, кто не понял или не мог понять сути [Тантрических] практик или не мог следовать этим практикам в их жизни, ошибочно истолковывали истинную идею, и делали все, что им заблагорассудится, с намерением продвижения своих узких индивидуальных интересов и исполнения их мирских желаний. Прослойка прилизанной интеллигенции, из-за их низости и падших вкусов, неправильно поняли Тантру и пошли против ее идеи. Те, кто не мог понять внутреннего духа понятий мадья, ма'м'са, мина [матсья] и т.п. (известных как Панчамака'ра), приняли грубые мирские толкования этих пунктов, и их Тантра са'дхана' была ни чем иным как безнравственной асоциальной деятельностью. Дух Са'дханы в том, чтобы контролировать внешне направленные тенденции разума для того, чтобы надлежащим образом развивать свою сущность - таким образом са'дхана' и Тантрический культ - синонимы. Церемониальные жертвоприношения, молитвы и другие внешне направленные ритуалы не являются ни Тантрой, ни са'дханой. Каждая са'дхана', имеющая целью достижение Высшего, независимо от ее религии, определенно является Тантрой, так как Тантра это не религия. Тантра это просто наука са'дханы - это принцип. Строго говоря, теоретическое знание не может быть названо Тантрой. Тантра - это практическая наука. Поэтому в Тантре, важность книжного знания вторична. Практический процесс Тантры начинается с физического и продвигается сначала до физико-психического, затем до психо-духовного, и, в конечном счете, имеет результатом [высшее духовное состояние,] утверждение в а'тме [духе]. [Этот научный процесс делает ее отличной от других школ]. В каждом и всяком существе есть духовная сила. Практическая интерпретация Тантры состоит в пробуждении этой духовной силы и её расширении, с целью соединения её с Высшей Божественностью.