Важность регулярного выполнения духовных практик

В своей книге "Беседы о тантре" Шри Шри Анандамурти пишет: "Чтобы постичь величие Тантры, необходимо выполнять духовную практику. Тот, кто не практикует, никогда не сможет проникнуть в таинства Тантры". Главной практикой в традициях тантры и раджадхираджа-йоги является практика медитации, на санскрите это звучит как дхьяна. В тантрических писаниях сказано: Уттамо Брахмасадбха'во мадхьямо' дхья'надха'ран'а'; Джапастити сьядадхама' ма'ртипу'джа' дхама'дхама'. [Идеация на Брахме - самое лучшее, дхьяна и дхарана - второе по качеству, повторение напева и восхваляющие молитвы - худшее, и поклонение идолам - худшее из худшего.] Что же такое медитация? Это вершина духовного развития или его начало? Это увлекательное исследование себя или просто часть образа жизни садхаки (духовного искателя)? Всё дело в том, что в разных духовных традициях (я уже не говорю о психологических направлениях) под медитацией понимается совершенно разное, хотя термин используется один и тот же, а кроме того, сильно различаются цели, которых пытаются достичь с её помощью. Итак, что же будем понимать под медитацией мы? Медитация - это древняя йогическая техника, призванная расширять разум и прояснять сознание. Расширяя разум и очищая наше сознание, мы можем приобрести более глубокое понимание того, кто мы есть и каждого аспекта в нашей жизни. Йоги говорят, что разум обычного человека, который не занимается медитацией, напоминает пьяную обезьяну, попавшую в гнездо скорпионов, т.е. он находится в беспокойном состоянии и постоянно блуждает от одного объекта к другому. Разум человека можно сравнить с озером. Если поверхность озера будет гладкой и не замутненной, то с одной стороны мы хорошо можем разглядеть рельеф дна озера, оценить его глубину, с другой - нам хорошо видно то внешнее окружение, которое отражается на зеркальной глади озера. Если наш разум спокоен и не замутнён, то мы легко можем понять самих себя и своё окружение, и наоборот. Медитация успокаивает и расширяет (делает более восприимчивым) разум, а когда есть покой в разуме, тогда есть покой и в жизни. Другое определение близко отражающее смысл звучит так, медитация - это концентрированное мышление. Концентрированное означает, что есть объект, на котором мы концентрируем свой разум. В медитации раджадхираджа-йоги для концентрации используется мантра. Отличие медитации от обычного размышления в том, что в ней есть концентрация на объекте медитации (дыхание, звучание и идея мантры). В медитации наш разум блуждает (мы думаем, то об одном, то о другом), но мы усилием воли постоянно возвращаем его к точке концентрации. И что же является точкой концентрации? Точкой концентрации является идея мантры. Процесс медитации графически напоминает ромашку, где центральная её часть - это объект концентрации, а дуга лепестка - это попытка блуждающего разума уйти в сторону от объекта концентрации и наше усилие по его возврату. И когда вы только начинаете практиковать медитацию, то поначалу лепестки ромашки достаточно длинные. Во время медитации мы тренируем блуждающий разум, концентрироваться на объекте, тем самым мы накачиваем наши ментальные мускулы. При регулярной практике медитации (2 раза в день, утром и вечером) способность к концентрации становится всё сильнее (лепестки у ромашки укорачиваются). Мы все желаем безграничной свободы и счастья, но всё же наше переживание этих вещей ограничено. Согласно йоге, человеческое сознание не имеет ограничений. Лишь из-за постоянной связи с ограничивающими мыслями и ограниченными объектами наше сознание становится ограниченным. У каждого из нас есть маленькое я (наше тело, привычки), которое мы хорошо знаем, видим по утрам в зеркале и у нас есть большое Я, которое мы совсем не знаем (вездесущее, всезнающее, бесконечное). Медитация даёт нам возможность забыть о своей ограниченности (нашем маленьком я) и вспомнить о своей бесконечности (обрести большое Я), ибо разум устроен так, что он принимает форму того, о чём он думает. И если мы концентрируемся на бесконечном Высшем Сознании, то постепенно наш разум утончается и расширяется. В нашей системе йоги получение трансцендентальных переживаний не является целью медитации, это скорее "побочный эффект". Медитация направляет сознание к бесконечности и т.о. позволяет ему отрешиться от всех ограниченных объектов и мыслей. В Йоге есть такое изречение "О чём ты думаешь, тем ты и становишься". Когда наше сознание отрешено от ограниченных объектов и сконцентрировано на чём-то безграничном, оно постепенно расширяется и, в конечном счете, само становится бесконечным. Это даёт чувство невыразимого блаженства, свободы и понимания (глубинного прозрения). В раджадхираджа-йоге безграничная идея представлена махамантрой "Баба Нам Кевалам", что означает "Всё в этой Вселенной является выражением Единого, Бесконечного Сознания". Когда разум фокусируется на этой красивой мысли, он начинает расширяться, сбрасывая все ограничения. В дополнение к значению, в мантре используется сила звука, т.е. мощный звукоряд, пробуждающий наше сознание. С другой стороны, мантра выполняет роль якоря для разума, не позволяя ему двигаться в разных направлениях. Обычно разум блуждает, но мантра даёт нам центральную точку (объект концентрации), к которой мы можем возвращаться. Постоянно возвращаясь в эту центральную точку, разум постепенно становится спокойным и, в конце концов, достигает полной неподвижности. Если нам удаётся удерживать разум 12 секунд на одном месте (дхарана), то после этого он начинает течь в потоке (дхъяна) и если вы удерживаете разум в этом состоянии ещё 12 секунд, то наступает самадхи.                                                      МЕДИТАЦИЯ С МАХАМАНТРОЙ                                    (медитация для духовного самосовершенствования) 1. Сядьте в позицию со скрещенными ногами. Ваша спина должна быть прямой, руки сцеплены в замок, язык завёрнут и слегка прижат к нёбу, глаза закрыты. Сделайте несколько глубоких вдохов. Полностью расслабьтесь и представьте, что вы сидите в тихом, уединённом месте - в пустыне, на вершине горы или где-то ещё, вокруг вас нет никого. Постарайтесь рассмотреть это как можно отчётливее. Теперь представьте, что земля уходит у вас из-под ног и остается лишь бесконечное космическое пространство. Обычный мир с его проблемами ушел очень далеко. Вы парите в бесконечности. Дышите диафрагмальным дыханием глубоко и размеренно. Представьте, что вы единственное живое существо в этой вселенной и кроме вас больше никого нет. 2. Начинайте медитировать, используя универсальную мантру, которую может использовать каждый. Мантра состоит из трех санскритских слов: Баба Нам Кевалам. Слово Баба значит "самый любимый" и относится к Высшему (Космическому) Сознанию. Нам значит "имя" и Кевалам означает "только". Значение мантры: дословно - "только имя моего любимого" или "Всё в этой Вселенной является выражением Единого, Бесконечного Сознания". Очень важно осознавать значение мантры во время ее повторения. Завершив шаг N1, начинайте повторять мантру. Про себя произносите Баба Нам Кевалам. На вдохе мысленно проговаривайте Баба Нам, на выдохе - Кевалам. Представьте, что каждый миллиметр пространства, в котором вы находитесь, начинает излучать сияние. Это сияние повсюду, оно пронизывает и растворяет ваше тело. Вы растворяетесь в этом океане света и теряете чувство собственной тождественности. Нет ни вселенной, ни вашего тела, ни вашего разума, а только океан космического блаженства, океан ослепительного сияния. Повторяя мантру, концентрируйтесь на её идее - Всё есть Высшее Сознание. Всё есть Высшее Блаженство. Выполняйте эту практику в течение 20-30 минут.