Виды Тантры. Видья Тантра

Наука духовности возникла из врожденного желания людей постичь таинство творения. Люди начали искать тайные причины, лежащие в основе как ужасных, так и прекрасных аспектов природы. Они смотрели вокруг себя, на реки и ручьи, на далекие горные хребты, на вспышки света; они слушали гром, они слушали рев свирепых животных - и они начали проникать в глубину этих таинств. Эти попытки достичь скрытой истины всего сущего, известны как Тантра. В силу того, что эти попытки делались в разные времена, в разных местах, и разными группами людей, мы находим некоторые различия в методологии среди разных школ Тантры. Пять ответвлений В конечном итоге, Тантра из единой науки распалась на пять ответвлений: 1) Шайва Тантра учит духовно ищущего направлять все свои жизненные проявления во внутренний мир и, в конце концов, слиться с Высшим знанием. 2) Вайшнавья Тантра - это практика божественной любви, через которую духовно ищущий чувствует, что все и каждая сущность в этой Вселенной наполнена Богом. 3) Шакта Тантра уделяет большое внимание получению силы и ее разумному применению. 4) Ганапатья Тантра восходит истоками к древнему обычаю обожествления лидера племени. Когда эта практика была пропущена через духовное мировоззрение, результатом стал культ восприятия лидера группы как лидера этой Вселенной. 5) Шаора Тантра вышла из поклонения солнцу как символу ядра существования. Бог это Высшее Ядро всего творения и все творения вращаются вокруг Него. Освобождение возможно только тогда, когда отдельное сознание сливается с Космическим Сознанием. Шри Шри Анандамурти синтезировал эти пять Тантр (Панча Тантра) в единую систему, включив главные черты из всех. Ананда Марга - это духовный путь, цель которого достижение Высшего Знания (Шайва Тантра). Тантра возникла в [Южной] Азии, и ее изобретателями были Австрики, [Дравиды] и Монголы.* Среди них, более развитыми были Дравиды и Монголы, и менее развитыми - Австрики. Приверженцы более развитой Тантры, отрекаясь от всех видов узости, обладали широким мировоззрением. Они всегда делали все возможное для содействия росту благосостояния масс. Посредством такого самоотверженного служения, они поднимались над оковами разума, такими как ненависть и стыд. Последователи менее развитой Тантры вели себя прямо противоположным образом. Они потворствовали кастеизму, выражениям неприкасаемости и выражениям ненависти и зависти по отношению к другим группам. *Так как в древности Монголия была империей и символизировала всю Северную и Северо-восточную Азию, слово "Монголы" здесь значит 'люди востока' или 'желтая раса'. - Ред. Господь Садашива был первым основателем Тантры. Он разработал определенные фиксированные правила, и обеспечил тем самым всесторонний прогресс во всех сферах человеческой жизни. Пересмотрев и скоординировав все ветви Тантры, Он создал совершенную систему. Он исследовал и доказал эффективность обеих [внешнего и внутреннего] аспектов Тантры. [Внешний] аспект Тантры состоял в садхане черепов, на кладбищах (будет разъяснено позже - прим.ред). [Внутренний] аспект Тантры заключался в практике йоги. [И, в конечном счете] именно посредством внутренней Тантры люди могут достичь высот духовного успеха. В Тантре попытка достичь контроля над материей или над другими внешними силами называется авидья са'дханой, а практика, ведущая к самореализации называется видья са'дханой. Та ветвь Тантры, которая не является ни видья са'дханой, ни авидья са'дханой называется упавидья са'дханой. Хороший вклад в благополучие человечества делает лишь видья са'дхана'; две другие практики - простая трата времени. Ма'ран'а, учча'т'ана, саммохана, ва'шика'ран'а, и т.п. входят в категорию авидья са'дханы. Практика авидьи ведет к духовной деградации. Садашива, основатель Тантры, собрал и систематизировал все ветви Тантры, но он не одобрял практики авидьи, потому что она является са'дханой низшего уровня. Когда люди практикуют са'дхану' для того чтобы достичь "сверхъестественных" сил, их ментальные объекты, в конечном счете, становятся грубыми, так как, достигнув таких сил, они используют их в целях самовозвеличивания или для мести. Видья са'дхана' была почти исчезнувшей на протяжении последних 1200 лет. И сейчас осталась лишь пригоршня настоящих Авидья Тантриков, - остальные - шарлатаны и лицемеры. После смерти они примут перерождение в телах червей и насекомых. Люди практикуют са'дхану для того, чтобы стать едиными с Брахмой, не для того чтобы стать духами или демонами. Чтобы стать едиными с Брахмой, они должны практиковать Видья Тантру, а не Авидья Тантру. Безусловно, что посредством любого вида са'дханы, са'дхаки освобождаются от рипу и паша (врагов и оков разума - прим. ред.). Но различие между двумя са'дханами в том, что практикующие Видья Тантру направляют свою энергию к Парама'тме, тогда как практикующие Авидья Тантру используют полученную энергию для достижения мирских благ. Посредством Видья Тантры человек "связывает" [получает] Парама'тму, в то время как посредством Авидья Тантры человек связывает [достигает превосходства над] живых существ. Видья Тантрики принимают Парама'тму в качестве объекта высшего обожания, для того, чтобы стать едиными с Ним, они направляют все силы, которые они достигли, к Нему. Видья Тантра является подходом позитивных идей к миру, тогда как Авидья Тантра - подходом негативных идей. Авидья Тантра неизменно ведет человека к огрублению, и, в конечном счете, к уничтожению; тогда как Видья Тантра ведет человека от грубого к тонкому, и наполняет жизнь, разум и душу человека - фактически все существование - бурной радостью. И в Видья Тантре и в Авидья Тантре выделяют по шесть ветвей, причем шестая ветвь - шантикарма, входит в оба направления Тантры, но в каждой из них существенно отличается вектором. Шесть ветвей Видья Тантры следующие: пробуждение доброжелательного интеллекта, пробуждение благородных наклонностей, пробуждение чувства скромности, пробуждение чувства дхармы, пробуждение чувства предания себя, и ша'нтикарма [церемонии примирения для благополучия других]. Ш'ат'карма [шесть действий] Видья Тантры используются для того, чтобы возвышать людей в мире духовности, пробуждая в них хорошие мысли. Первое действие Видья Тантры - это пробуждение в людях доброжелательного интеллекта. Очень часто люди ведомы грубым интеллектом. То есть, у них есть интеллект, но они не могут использовать его; или их интеллект не используется в практической сфере. Далее, если этих людей обучить тому, как использовать их интеллект в практической сфере, они смогут преуспеть в жизни. Это метод, посредством которого, как людей, так и животных можно вести по соответствующим им путям благополучия. Второе действие - это пробуждение возвышенных вритти [наклонностей] человеческого разума. Эти наклонности контролируются определенной точкой в гуру чакре. Это особая точка называется сахасра'ра чакра. Не то, чтобы полное количество наклонностей в точности было равно одной тысяче. Но как бы там ни было, среди наклонностей, некоторые являются хорошими, некоторые плохими, и некоторые нейтральными. Существуют некоторые другие наклонности, определенно являющиеся вредоносными - например, восемь оков, шесть врагов, причинение зла другим, тиранизирование других без причины, распутство, эксплуатация общества, обдуманное введение других в заблуждение и обман других, обман общества высокими словами, ложь и лицемерие. Эти наклонности, несомненно, являются неблагоприятными тенденциями разума. А к хорошим тенденциям относятся: сострадание, любовь, чувство праведности, служение, помощь другим в беде, утешение обездоленных, пробуждение надежды в разочарованных сердцах и т.п. Итак, второе действие Видья Тантры - пробуждение хороших тенденций в умах людей и других микрокосмов. Третье действие Видья Тантры - пробуждение чувства скромности. Надменность нарушает покой. Если люди вместо высокомерия развивают скромность это не вредит кому-либо, и множество нежелательных ситуаций будет предотвращено посредством воздержания от высокомерия таким образом. Скромного человека уважают и любят другие. Поэтому людей необходимо учить быть скромными с раннего возраста. И даже в случае с взрослыми, должны быть предприняты усилия, чтобы исправить их высокомерную натуру. Если такие люди исправлены, они также смогут научиться скромности. Видья' дада'ти винайам' винайа'дья'ти па'трата'м; Па'тратат дханама'пноти дхана'ддхарма тато сукхам. [Надлежащее воспитание ведет к скромности, и благодаря скромности человек получает уважение общества.] Четвертое действие - это пробуждение чувства дхармы в людях. Основное различие между людьми и другими созданиями заключается в том, что люди способны следовать дхарме. Эта наклонность дхармы в людях является либо доминирующей, либо дремлющей. Человека, в котором наклонность дхармы очень сильна, необходимо поощрять предпринимать энергичные усилия, чтобы еще больше усилить ее, чтобы эта наклонность дхармы становилась все более и более выраженной. Тот, кто спит, должен быть разбужен. В отсутствие чувства дхармы вряд ли есть какое-либо различие между людьми и животными, скорее люди без дхармы на порядок ниже животных. А'ха'ра-нидра'-бхайа-майтханаинча Са'ма'нйаметад пашубхирнара'на'м; Дхармл хи теш'а'м адхико вишеш'ах Дхармена хина'х пашубхих сама'на'х. [Еда, сон, страх, размножение - это общие для людей и животных наклонности. Но люди обладают особой дхармой (Бха'гавата Дхармой), в отсутствие которой они не лучше животных.] Пятое действие Видья Тантры - пробуждение чувства предания себя. Люди являются микрокосмами, конечными; тогда как Парама Пуруша является Макрокосмом, Бесконечной Сущностью. Поэтому если конечный микрокосм бросает вызов бесконечному Макрокосму, это будет просто смешно. Если крошечная мышка желает бороться со львом, лев может даже и не подозревать о том, что будет в конце этого, но бедная мышка знает это очень хорошо. Поэтому с самого детства человек должен развивать в своем характере черту предания себя Высшей Сущности во всех мыслях и действиях. Не существует большего счастья или покоя или радости, чем как в полном предании себя Парама Пуруше. Суть духа предания себя содержится в следующей шлоке. Твамена ма'та' ча пита' твамена Твамена бандхушча сакха' твамена; Твамена видья' дравин'ам' твамена Твамена сарвам' мама Дэвадета. [Ты - мой отец и моя мать, Ты - мой друг и моя вечная компания, Ты - мое учение и мое богатство, Ты - мое всё, О Высший Господь.) Ша'нтикарма, выполнение примиряющих ритуалов, является шестым действием Видья Тантры. Если главные дефекты человека, вызванные влиянием плохих звезд, будут устранены, тогда страдания, являющегося результатом этих дефектов, а отсюда и наследия плохих звезд можно будет избежать. Источником данного материала явились книги Шри Шри Анандамурти "Беседы о Тантре", т.2 и Дады Дхармаведананды "Кто боится тантрического гуру?"