РАДЖАДХИРАДЖА-ЙОГА

Слово «раджадхираджа» переводится с санскрита как «царь царей». В нашем организме, раджа или царь — это разум, а царем царей, то есть контролирующим фактором всех микрокосмических проявлений является душа или атман, индивидуальное сознание. Следовательно, йога, которая позволяет познать, реализовать атман, называется раджадхираджа-йогой. Шива также учил людей, как развиваться духовно с помощью мантра-йоги, раджа-йоги и других составляющих раджадхираджа-йоги. В муладхара чакре находятся четыре базовых жажды, а именно кама (жажда объектов материального мира), артха (психическая жажда), дхарма (психо-духовная жажда) и мокша (духовная жажда). Разные виды йоги удовлетворяют разные виды жажды. Например, хатха-йога имеет дело с камой и артхой, раджа-йога с камой, артхой и дхармой. И, наконец, раджадхираджа-йога связана с камой, артхой, дхармой и мокшей. Вдоль позвоночника, на пересечении каналов сушумны, иды и пингалы расположены чакры. Каждая чакра контролирует определенные эмоциональные проявления или наклонности разума (вритти). Если эмоции не сбалансированы, не под контролем, то чакры представляют собой препятствия для движения божественной силы кундалини, их еще называют узлами. Подход раджадхираджа-йоги состоит в обретении посредством различных методов (как то — джама и нияма, асаны, пранаяма, пратьяхара и др. методов аштанга йоги) контроля над всеми эмоциями или наклонностями разума. Люди могут контролировать наклонности, связанные с каждой чакрой, а, следовательно, и мысли, которые возникают в их разуме, и свое поведение посредством регулярной практики асан. Процесс контроля всех чакр и наклонностей был изобретен Махариши (великим святым) Аштавакрой более 2000 лет назад, который он описал в своей книге «Аштавакра Самгита». Он назвал этот процесс «раджадхираджа-йога» и впервые обучил этой системе йогина Аларку в Вакрешваре в Бенгалии. Когда все эмоции под контролем, «узлы» чакр развязаны, тогда кундалини может свободно пройти. Параллельно с обузданием чакр, садхака (духовный искатель) совершенствуется в процессе пурушчараны (поднятия кундалини) за счет использования мантры. Используя мантру, искатель сначала, за счет вибрации мантры (мантрагхат), будит духовную силу кундалини и затем создает вакуум в канале сушумны, за счет интенсивной концентрации на идее Бесконечности или идее Бога (мантра чайтанья), и кундалини поднимается подобно тому, как вода поднимается по трубе насоса. Если «узлы» чакр развязаны и имеется надлежащая мантра, полученная в процессе тантрической инициации, искатель обретает состояние просветления. Когда энергия кундалини достигает сахасрара чакры (чакры на макушке головы) цель раджадхираджа-йоги достигнута. В качестве основных источников были использованы книги Шри Шри Анандамурти «Беседы о Тантре», т.2, «Йога Психология», материалы дады Судхакара