Справочник

Киртан и
Лалита Мармика

Дхармачакра
Киртан на Дхармачакре — это подготовительная практика к медитации, представляющая собой пение мантры с эмоциональной и умственной концентрацией. Она используется для того, чтобы плавно и естественно перенаправить ум от внешней суеты к внутренней тишине и сосредоточенности.

Цель киртана — помочь уму избавиться от множества отвлекающих мыслей и переключиться на одну, возвышенную идею. Благодаря сочетанию мелодии, ритма и повторяющейся мантры, происходит эмоциональное и умственное очищение, подготавливающее разум к глубокому медитативному состоянию.

Киртан основан на естественной любви человека к музыке и пению. Независимо от наличия вокальных данных, участие в киртане активирует внутреннюю чувствительность, раскрывает эмоции и делает переход к медитации мягким и гармоничным.

Во время исполнения мантры, практикующий концентрируется на её значении, позволяя уму наполниться этой идеей и постепенно углубляться в неё, настраив сознание на духовную волну.

Эта техника считается ключевой частью подготовки к медитации и используется перед началом практики.
Мантра “Баба Нам Кевалам” имеет несколько популярных переводов: «Абсолютная любовь –- это всё, что есть» или «Высшее сознание – это всё, что есть».

Перевод мантры с санскрита по словам:
Баба – самое дорогое, любимое / то, что ближе всего / Абсолют, Высшее начало. Этимологическая связь со словом «отец» в древнеиндийских языках;
Нам (На'ма) – имя / главная характеристика;
Кевалам – только / за исключением всего другого.

Если перевести мантру дословно, получится: «Только имя самого любимого», «Только имя того, кто ближе всего» или «Только имя отца».
Для духовного искателя самым дорогим, любимым и близким (тем, что даже ближе чем чувство "Я есть") является Высшее Сознание или высшее Я. Вникая в значение мантры, ученик погружается вглубь себя. То, что человек находит внутри, иногда нельзя выразить словами. Самыми близкими словами, выражающими это чувство глубинного сосредоточения, являются любовь, блаженство, радость, покой. Поэтому проще всего для понимания переводить мантру Баба Нам Кевалам как «Абсолютная любовь – это всё, что есть».
Киртан, или пение мантры, обычно сопровождается танцем Лалита Мармика.
Слово "лалита" означает красоту, грациозность, а "марма" — это самый центр нашего сердца. Поэтому название танца переводится как «танец внутренней красоты». С его помощью мы можем дотронуться до своего Высшего Я, до самых глубин своей сути.

Это простой ритмичный танец, в котором руки направлены вверх, глаза закрыты, ноги плавно шагают в такт мантры, а ум сосредоточен на её духовной идее.

Техника выполнения:
  • Положение рук
Руки подняты выше уровня плеч, символизируя преданность и открытость Высшему. Это психо-духовное положение рук выражает внутреннее доверие, а также ментальное усилие движения по пути.
При усталости руки можно сложить в жесте “намаскар” на уровне груди.
  • Движения ног
Танец выполняется в ритме мантры.
Кончик большого пальца ноги (называемый дхае) касается земли позади пятки другой ноги. В этот момент происходит лёгкое приседание на опорной ноге. Затем ноги меняются.
Используется только дхае — это духовное прикосновение, символизирующее уважение, лёгкость и утончённость.
Другие точки стопы:
— Дхин (подушечка) — психический уровень
— Та (вся стопа) — физический уровень
В Лалита Мармике акцент сделан на духовном касании, поэтому применяется только дхае.
  • Положение глаз
Глаза желательно закрыты, чтобы углубить внутреннее сосредоточение.
Однако при необходимости их можно открыть.
  • Концентрация и идея
Ум сосредоточен на мантре «Баба Нам Кевалам» и её духовной идеации:
«Высшее Сознание — это всё, что есть»

Смысл танца в том, чтобы напомнить: человек живёт одновременно на физическом, психическом и духовном уровнях, но должен стараться быть лёгким для мира, не причинять вреда и приносить ему пользу. Через движения и осознанность танец формирует уважительное отношение к жизни и природе, развивает внутреннюю чувствительность и эмоциональную зрелость.

Материалы: