Первый урок – Ишвара ПранидханаПервый урок медитации называется Ишвара пранидхана, что означает утверждение в космической идее в медитации. В этом уроке принимается во внимание пять аспектов:
1. Поза (асана)
Лучшей позой для медитации является поза лотоса (падмасана).
Но если она слишком трудна для выполнения, можно использовать ардха-падмасану (позу полулотоса), сиддхасану (скрестив ноги: одна стопа лежит на другой) или сукхасану («по-турецки»).
Подробно см. в книге «Чарьячарья. Часть 3».
Достоинства правильной позы следующие:
• поза контролирует сенсорные органы и, следовательно, управляет эмоциями, освобождая разум от обычного для него чувственного восприятия. Закрытые глаза контролируют зрение, язык, прижатый к твердому небу, – чувство вкуса, кисти рук, сложенные в замок, – осязание.
Обоняние не контролируется позой, поэтому рекомендуется медитировать там, где нет дыма и запаха, на свежем воздухе. Слух тоже нелегко взять под контроль, поэтому лучше выполнять практику в спокойном месте;
• поза устойчива и позволяет расслабить тело;
• чувство равновесия и прямой позвоночник значительно усиливают концентрацию;
• поза способствует более ровному и ритмичному дыханию.
Итак, эта поза более всего подходит для того, чтобы разум мог выйти за пределы своего обычного физического осознания.
2. Отвлечение от внешнего мира (бхута шуддхи)
Процесс отвлечения разума от его обычной деятельности во внешнем мире, освобождение внимания от ежедневных комплексов, страхов, желаний, стрессов и т.п.
Он учит тому, как привести разум в глубоко расслабленное, спокойное, лёгкое состояние.
3. Отвлечение от тела (асана шуддхи)
Процесс полного отвлечения разума от его условной тождественности с телом, когда чувство существования постепенно освобождается от связи с каждой частью тела и концентрируется в одной единственной точке — индивидуальной для каждого чакре, ишта-чакре.
4. Отвлечение от мыслей (читта шуддхи)
Процесс концентрации на своём внутреннем «я».
При этом достигается приостановка всякой деятельности разума, он освобождается от вибраций посторонних мыслей.
В таком состоянии вся энергия разума может быть направлена на познание высшей Сути.
5. Течение разума (дхьяна)
Это последняя ступень — чистая медитация. Её целью является слияние или растворение разума в космическом Сознании. Она называется «дхьяна».
Основными элементами этой практики являются:
создание идеи, чувство и повторение личной мантры, которая называется ишта-мантра.
Длительное ритмичное повторение мантры в соответствии с определёнными правилами приводит к тому, что тождественность с космическим Сознанием становится полной и достигается состояние единения.
Такое недвойственное состояние известно как савикальпа самадхи.
Второй урок – МадхувидьяВторой урок называется мадхувидья («медовое знание»).
Его суть — постоянное осознание того, что всё является проявлением высшего Сознания.
Это осознание начинается с субъективного понимания, что душа человека едина с высшей Душой.
В повседневной жизни необходимо поддерживать чувство связи с бесконечной Душой, обретённое во время медитации.
Повторяя ишта-мантру в ритме с дыханием, духовный искатель учится слышать её как звук своего дыхания, и поэтому каждый вдох помогает ему чувствовать это космическое состояние.
Великая истина состоит в том, что высшее Сознание пронизывает всю Вселенную, присутствуя в каждом человеке, животном, растении, любом объекте.
Всё творение — это проявление высшего Сознания.
Для того чтобы постоянно помнить об этом и чувствовать единство всего сущего, перед выполнением каждого действия произносится определённая мантра, которая называется гуру-мантра.
Первый урок даёт понимание того, чем являемся мы, а второй урок помогает понять, чем является Вселенная.
Применяя должным образом ишта- и гуру-мантры в повседневной жизни, человек утверждается в осознании себя как космической сущности.
Это абсолютно необходимо для истинного духовного роста человека, потому что человек начинает понимать, что его маленькое эго не является его истинным «я».
Осознание этой идеи может потребовать годы практических усилий, но только после полного её принятия человек сможет жить в мире по-настоящему позитивно и свободно.
Гуру-пуджа, обычно следующая за медитацией, связана со вторым уроком.
В этой практике духовный искатель отрешается от привязанностей, хороших или плохих, результатом чего является очищение разума.
Мадхувидья помогает человеку увидеть себя инструментом космического Сознания.
Третий урок – Таттва ДхаранаЧакры и нади, или центры и каналы жизненной энергии в теле, оказывают огромное влияние на здоровье и состояние разума.
Каждая чакра обладает своими собственными вибрационными характеристиками: звуком, формой и цветом.
Третий урок, воздействуя на вибрации чакр, укрепляет их и приводит в гармоничное состояние.
Использование определённых техник также помогает регулировать и контролировать деятельность ида и пингала нади (основных энергетических потоков), которые, в свою очередь, обеспечивают проходимость сушумна нади (канала в центре позвоночника).
- Ида нади — важна для духовной деятельности и ментальной концентрации;
- Пингала нади — задействована, главным образом, во время физической и чувственной активности тела.
- Сушумна нади — это канал, по которому поднимается энергия кундалини.
Четвёртый урок – ПранаямаПранаяма — это практика контроля дыхания, с помощью которой человек управляет своей жизненной энергией (праной) и умом.
Связь жизненной энергии (праны) с разумом неразрывна. Нестабильность дыхания — это нестабильность разума, и наоборот.
Когда дыхание контролируется процессом пранаямы, берётся под контроль разум, а, следовательно, возрастает ментальная сила и концентрация разума во время медитации.
Благодаря пранаяме значительно улучшаются интеллектуальные способности и память.
Различные техники пранаямы имеют разную силу, поэтому необходимо, чтобы этим техникам обучал ачарья, иначе они могут нанести вред разуму и телу.
Пятый урок – Чакра ШодханаЧакры — это особые центры, контролирующие различные состояния разума и функции тела.
«Чакра Шодхана» переводится как «очищение чакр».
Каждый из этих центров находится под влиянием трёх сил:
• саттвичной (осознающей)
• раджасичной (динамичной)
• тамасичной (статичной)
Пятый урок — это особая техника концентрации разума с использованием мантры для избавления от влияния сил статичности и беспокойства.
В результате практики достигается лёгкость в теле, сосредоточенность и глубокое умиротворение.
Шестой урок – ДхьянаДхьяна — ещё одна техника медитации, которая направляет к высшей Цели каждую наклонность разума.
Она особенно эффективна, когда в ученике развилось чувство любви к высшему Сознанию.
Любовь — самая могущественная психическая сила.
И когда она пробуждается, медитация перестаёт быть усилием и превращается в естественное влечение к Высшему.
Словно железная стружка, притягиваемая силой магнита, духовный искатель достигает главной цели жизни.