Шри Шри Анандамурти

Духовный учитель, гуру, философ, основатель «Ананда марги»
На этом сайте будут публиковаться статьи и материалы о духовном учителе Шри Шри Анандамурти (Прабхат Ранджан Саркар), основателе социально-духовного движения «Ананда марга» или «Путь блаженства». Ученики с любовью называют его «Баба», что переводится как «отец», «самый дорогой, любимый».
Статья о Шри Шри Анандамурти из книги «Намами Кальянасундарам II» (перевод с англ.)
Микровита
Для своих учеников и преданных, высший статус Бабы, его статус Тарака Брахмы, неоспорим и совершенно не подлежит обсуждению. Но одновременно с этим, разумно согласиться, что другим людям сложно это принять. Это вопрос личной реализации, аспект чувств, точка зрения преданного, которую сложно подтвердить с помощью аргументов, логики или доказательств.

Да, образованным людям настоящего времени может быть легко принять, что Шри Прабхат Ранджан Саркар был эпохальной личностью. Его знания бесценны, а сам он обладал необычайным интеллектом и огромной эрудицией. По мере того, как его литература становится доступной для широкого круга, разумные читатели и интеллектуальные критики без колебаний принимают его сверхчеловечность.

Вряд ли есть такой аспект знаний, который остался бы незатронутым в беседах Бабы. Идеи, которые он предлагал по каждому вопросу, были совершенно непохожими на популярные мнения. На каждую тему он выдвигал новую точку зрения. Когда специалисты в своей области изучают его литературу, они нередко склоняют голову перед острым умом Бабы.

По словам педагога и бывшего министра образования Индии д-ра Пратапчандры Чандры, "манифестация Анандамурти-джи является чрезвычайно важным событием для нашей страны - в этом нет никаких сомнений. Сама мысль о том, что такая многогранная личность возникла в нашей среде, поражает. На самом деле, для нас большая гордость, что такой великий деятель действительно живет среди нас". Шри Дхирендра Чандра Митра из Университета Равиндры Бхарати говорит: "Мне не повезло увидеть эту великую личность своими собственными глазами или вступить в контакт и усвоить какие-то знания. Фортуна держала меня в стороне от такой привилегии."

Большинство людей не знают, что ни одна строчка во всей его литературе, которая была опубликована или находится в процессе публикации, не возникла из-под его пера. Вся литература была написана через устную речь. Все, что записывали или сняли на пленку его ученики, позже было опубликовано. Все, о чем он говорил, было написано и напечатано при его жизни, а затем одобрено им самим. (Несмотря на это, лишь небольшая часть литературы была доступна общественности при его жизни из-за нехватки финансов). Каждое предложение в опубликованной литературе является оригинальным и ни одно из них не было изменено или оно выдумано самими учениками. Различные исследования его философии были написаны преданными; однако все, что было напечатано под именем Шри Саркара, является абсолютно оригинальным. При жизни он не разрешал публиковать некоторые из своих рассуждений, зная, что пока не наступит подходящее время, будет нелегко переварить его спорные дискуссии. Такие текстовые упущения были сделаны с его предварительного согласия. Другими словами, некоторые из его идей были известны только нескольким ученикам из его окружения.

Не осталось ни одной области , в которую Шри Шри Анандамурти-джи не внес бы свой серьезный и неоспоримый вклад. В духовной области практические методы Тантра-садханы, которые он предписал духовным искателям, повлияли на неисчислимое количество людей в Индии и за ее пределами. А также, для распространения философии, он давал бесчисленные рассуждения о духовности, тантре и йога-садхане, которые встречаются в более чем ста книгах, и многие из них еще не опубликованы. Всего за тридцать шесть лет он создал более двухсот книг - на английском, бенгали, хинди и санскрите. Не только с точки зрения количества, но и с точки зрения содержания, разнообразия бхав и новизны взгляда на разные вещи, эта личность занимает высокое положение во всех сферах человеческой деятельности.

Самым важным из всех его литературных произведений является Анандасутрам. Разделенная на пять глав, составленных с комментариями самого автора, эта маленькая брошюра содержит всю философию Ананда Марга (духовную, социальную и экономическую) в 85-ти сутрах на санскрите.

Беспрецедентными и уникальными являются новые факты и новые взгляды на жизнь и философию Шри Кришны и Садашивы, которые раскрыл Шри Шри Анандамурти-джи. В двух своих книгах, Namah Shivaya Shantaya и Namami Krsnasundaram, он рисует для своего читателя портрет всестороннего триумфа и великолепия этих двух эпохальных сущностей. О Садашиве было очень мало литературы. Баба дал прекрасное описание этой великой личности для арийско-монгольско-дравидийско-азиатских последователей. Эта работа содержит обширный материал для исследователей.

С великолепной ловкостью Баба обрисовал в общих чертах две фазы жизни Шри Кришны - Кришна Враджа и Партхасаратхи Кришна - давая несравненную картину личности Шри Кришны. Другая его публикация, Krishna Tattva aur Giita Sara, является ценным комментарием к всемирно известной Бхагавад-гите. Ссылаясь на эти экстраординарные книги, Шри Рамкумар Чаттопадхьяя пишет: "Чтобы описать великолепие Анандамурти-джи, одного дня было бы недостаточно; это заняло бы много месяцев. Во-первых, я хотел бы сказать кое-что о двух книгах уважаемого Анандамурти-джи - первая книга это Namah Shivaya Shantaya. Благодаря этой книге он открывает двери во многие новые направления. Его вторая книга - Namami Krsnasundaram. Я счел их обе замечательными. Он открыл для нас другой путь, не ступая по проторенной дорожке."

Лингвистика, письмо и грамматика были для него очень важными предметами, и книги, которые были опубликованы в этих областях, поразили самых эрудированных знатоков языка. Его владение сравнительной лингвистикой, новыми способами произношения, сравнительными различиями между языками и диалектами, этимологией слов и исторической лингвистикой были настолько экстраординарны, что в них трудно поверить. Д-р Хардев Бахри из Department of Hindi, University of Allahabad говорит следующее: "Когда я читал работы Шри Прабхата Ранджана Саркара (Шри Шри Анандамурти-джи) по лингвистике и грамматике, я был ошарашен. Последние сорок-пятьдесят лет я знал Шри Прабхата Ранджана Саркара как духовную личность. Он посещал Аллахабад раза два-три и проводил здесь Дхарма Маха Чакру. Поскольку в его беседах содержалось много отсылок к медитации и философии, я считал его спиритуалистом, человеком, обладающим особым авторитетом в вопросах тантры, просветленным святым. Но я не знал, что его авторитет распространяется и на язык, культуру, литературу, географию, историю и прочие науки."
Директор Нирмал Нараян Гупта пишет: "Есть еще одна особенность Шри Прабхата Ранджана, которую стоит упомянуть: он в первую очередь этимолог различных аспектов грамматики. В этой области он является наиболее подходящим преемником Панини, величайшего древнеиндийского грамматика. Мы знаем, что язык является огромным океаном. В таком понимании, чтобы пересечь океан, нужно иметь подходящее судно. Ковчег, на котором Шри Прабхат Ранджан держит нас на плаву, называется «этимология». Не может быть более пригодной и надежной лодки, чем эта." Доктор Сурендра Дубе, преподаватель кафедры хинди университета Dindayal Upadhyay Gorakhpur University, пишет в своей книге «Varna Vijnana: Shrii Sarkar's thoughts on language»: "В книге Varna Vijnana удивительно узнать, насколько точно автор определяет природу феноменов. Лишь только благодаря своему необычайному гению Шри Саркар смог создать эту удивительную работу."

Чтобы создать прекрасное, здоровое общество «садвипр», Баба, как великий провидец, разработал для человечества беспрецедентную современную систему под названием «Теория прогрессивного использования» (PROUT). В ней заключается лекарство от всех болезней времени - социальных, географических, политических, экономических. Наиболее важно то, что в наше время, когда коррупция в политике, распадающиеся социальные структуры и разрушенная экономика являются обычным делом, многие интеллектуальные умы действительно были привлечены к идее PROUT Шри Прабхата Ранджана Саркара. Д-р Пранав Кумар Чаттопадхайя, заведующий кафедрой экономики в Kalyani University, пишет: "Меня очень привлек тот факт, что Анандамурти-джи разработал специальное направление, особое измерение экономики, выходящее за рамки традиционной экономики, которую мы обычно изучаем." Д-р Захрул Хак, профессор кафедры экономики Dakha University, пишет: "По мнению Анандамурти-джи, только благодаря созданию децентрализации на уровне блоков и изменению партийной системы, созданной политиками, демократия может расцвести. Концепция социально-экономической науки Анандамурти-джи открыла новое направление в мире экономики. До сих пор экономисты не сформулировали каких-либо особых идей по этому вопросу."

В то время как Анандамурти-джи, несомненно, верил в универсализм, через «неогуманизм» он дал совершенно новую точку зрения для общества, которая подчеркивает настоятельную необходимость понимания экзистенциальной ценности флоры и фауны для поддержания экологического равновесия. Парешчандра Модак, профессор, известный в образовательных кругах Бангладеша, сказал: "Шри Саркар наметил новый курс с отсылкой к неогуманизму. Здесь гуманизм относится не только по отношению к людям, но и по отношению к живым и неживым мирам, где человек, живые существа, растения, животные, птицы, насекомые, солнце, луна, планеты, созвездия, Млечный путь - все связаны неразрывной нитью. Сохранять это чувство в сознании, значит продолжать вести себя в каждый момент времени соответствующим образом со всем существующим миром."
Вклад Бабы в области музыки, песен и танца экстраординарен и беспрецендентен. Он изобрел новый танец, названный Каошики, и восстановил величие тандавы, танца, который развил Садашива. Он ввел новые методы киртана и рассказывал о его величии. Кроме того, он сочинил 5018 песен с мелодией и ритмом, новую гхарану (школу) музыки, в народе известную как Прабхат Самгита. Важно отметить, что все эти песни на восьми языках были написаны всего за восемь лет. Мелодии были также даны в устной форме. Он не записывал их на бумаге и не прикасался к инструментам.

Без сомнения, каждый из его даров миру был порожден духовной мудростью, а не интеллектом, а следовательно, являлся новым, беспрецедентным и необычным по своей природе. Д-р Рамаранджан Мухопадхьяй, декан Tirupati University, Andhra Pradesh, говорит, что в «Прабхат Самгита» Анандамурти-джи сочинил песни, выходящие за рамки ума. Он говорит: «В Прабхат Самгите есть удивительное мастерство объединения ритма, деликатности слова и глубины смысла. В узких рамках искусства каждый находит отражение Космоса. По этой причине сущность Прабхат Самгиты не может быть охвачена лишь посредством интеллекта"

Детская литература и юмористические рассказы Бабы не имеют равных в своей области. Его литература для детей пробуждает врожденное любопытство ребенка, его истории просты, легки и ярки. Одновременно он также написал несколько духовных историй, которые были, в основном, автобиографическими по своему характеру. Предоставляя парапсихологические объяснения своего сверхъестественного восприятия, он открывает читателю некоторые секреты своей таинственной природы.

Его знания в области сельского хозяйства и ботаники были бесподобными и безмерными. Шри Парешчандра Модак, доцент кафедры сельского хозяйства Бангладешского сельскохозяйственного университета, в своей статье написал: "Знания Шри Прабхата Ранджана Саркара безграничны. Шри Саркар говорит, что сельскому хозяйству необходимо уделять столько же внимания, сколько и искусству. До настоящего времени не существовало направленной политики в области сельского хозяйства." В книге Шри Прабхат Ранджан Саркар «Ideal Farming», помощник директора филиала Doordarshan в Горакхпуре, Шри Браджабхушан Шарма говорит: «Ideal Farming - хорошая книга для публики, она заслуживает внимания. Язык автора, глубина предмета, исследования и аргументы являются очень стоящими. Все это должно быть сохранено на международном уровне для использования исследовательскими группами."

Познание Бабы в области истории не знает границ. Существует множество неизвестных фактов, которые он раскрыл своим ученикам во время прогулок, о которых, к сожалению, мы не имеем полной записи. Его книга о цивилизации Рарха ни с чем несопоставима. И также он учил, как вести прекрасную, сбалансированную, идеальную человеческую жизнь, что было описано как «шестнадцать пунктов». Наряду с этим, Чарья-чарья (в трех частях) формулирует индивидуальный и коллективный идеал социальной жизни. Дживан-веда дает руководство к жизни и новый комментарий к Яма-Нияме. В области образования он сделал выдающийся вклад. Он не только обеспечил философскую базу для новой образовательной системы, но и за свою жизнь основал более ста учебных центров по всему миру. Для управления ими он создал центральный образовательный орган - гурукулу.
Он делал все возможное, чтобы вернуть женщинам место в обществе. Его книга «The Awakening of Women» является важной вехой на этом пути. Несмотря на то, что Баба не столкнулся лицом к лицу с феминистским движением, его взгляды на положение женщин действительно были революционными. Доктор Нараян Чандра Вишвас, преподаватель кафедры пали и санскрита Dhaka University, пишет: "Его книга «The Awakening of Women» великолепно подходит для определения подходящего места женщин в обществе и для оценки их вклада. Если кто-то попытается воплотить в жизнь все, что он предписывает, чтобы совершить революцию, то положение женщин, несомненно, улучшится. Когда женщины начинают прогрессировать, это означает, что обеспечивается и прогресс мужчин, и, таким образом, прогрессирует все человеческое общество. Подавляя одну половину, другая половина не может развиваться. Мужчина и женщина удовлетворяют потребности друг друга."

Yogic Treatment and Natural Remedies - еще одна из его книг, уникальная в своей области. Это настоящий дар для человечества. Баба имел особые познания в медицине, связанные с природным лечением травами. Он дал очень ясную оценку лечения заболеваний с помощью поз йоги и питательной ценности определенных продуктов.

Также необходимо упомянуть, что помимо множества индийских языков, на которые были переведены его книги, они также были переведены на мировые языки, такие как итальянский, французский, немецкий, корейский, испанский, португальский и прочие. Если говорить кратко, то благодаря необычайному интеллектуальному и интуитивному пониманию, каждая из книг Шри Прабхата Ранджана Саркара бесценна по своему значению. Вот почему читатели во всем мире чувствуют потрясение, когда знакомятся с его произведениями.

Д-р Харибад Чакраварти, председатель департамента Бенгалии, University of North Bengal, однажды высказался о многогранных знаниях Бабы: "Я видел, как в один день он мог писать песни, говорить о языке, и в этот же день обсуждать PROUT, словно у него, как и у Шивы, пятиликого бога, есть пять уст: из одних уст - наука о языке, из других - обсуждение дхармы, из третих - обсуждение общества, из следующих - рассуждение о неогуманизме и из последних - Прабхат Самгита."
Наиболее важным является его загадочный, но беспрецедентный вклад в область биологии и психологии, которую он окрестил новым названием «микровита». Со времен Бабы было два основных международных ежегодных собрания маргов - одно в Анандапурнима (Vaeshakhi Purnima), другое в Новый год (1 января). При жизни Бабы их называли Дхарма Махачакрой. Сегодня их называют Дхарма Махасаммелан. За день до Дхармы Махачакры Баба выступил с поучительной беседой в качестве главы R.U. (Renaissance Universal - организация, которую он основал для всестороннего пробуждения человеческого общества.) Беседа, которую он дал 31 декабря 1983 года в Калькутте в качестве главы R.U. была на совершенно новую тему. Для всего мира это была абсолютно новая информация. Озвученная тема звучала так «Микровитум: таинственное излучение космического фактора». До этого Баба ни разу не упоминал эту тему или это слово в своих беседах. Это было его совершенно новое измышление, не встречавшееся в ранних произведениях или речи, абсолютно иное и абсолютно беспрецедентное.

Микровита - это таинственное излучение Космического Разума. Микровиты или микроорганизмы действуют не только в биологической сфере. Они движутся в биологической, ментальной и духовной сферах. Эти микровиты более неуловимые, чем атомы, электроны, протоны и нейтроны. Местами их материальное существование более тонкое, а местами более грубое. В грубом состоянии их можно увидеть с помощью узкоспециализированного микроскопа, но в тонкой форме их невозможно заметить. Тончайшая микровита существует в форме волны, и только духовно развитый ум может постичь эти волны с помощью ментального чувства, а не через танматры звука, прикосновения, формы, вкуса и запаха материальных слоев. Якша(yaksa), гандхарва(gandharva), киннара(kinnara), видьядхара(vidyadhara), видхалина(videhalina), пракритилина(prakrtilina) и сиддха(siddha), семь типов девайони(devayoni), описанных в Пуранах, являются типами тонкой микровиты. Это все дружеские, позитивные микровиты.

В живом мире можно проводить исследования этого направления в области физики, химии, биологии и ядерной науки, и вполне возможно изобретение и распространение новых технологий. Микровиты могут оказаться полезными для разных сфер благосостояния людей. Они могут оказать влияние на каждую форму жизни, которая имеет душу; они могут способствовать духовному прогрессу и развитию окружающей среды. Если бы ученые исследовали микровиты во внешнем мире, а духовные мудрецы одновременно проводили исследования в духовном мире, во вселенной произошла бы беспрецедентная революция. Это был бы долгожданный союз науки и духовности; многочисленные загадочные, запутанные проблемы психического и психо-духовного миров будут решены.

Так же, как и положительные микровиты, во вселенной существуют много типов враждебных или негативных микровит. Эти враждебные микровиты в форме заболеваний могут по-разному беспокоить людей. Придет время, когда медицинская наука, благодаря исследованиям, сможет освободить человеческое общество от этих болезнетворных микровит. Согласно разъяснениям Бабы, слово «вирус» в медицине является неясным и неразборчивым термином. Негативные микровиты создают физические и психические недуги во вселенной. И с ежедневным ростом антропогенного загрязнения земли, воды и воздуха сфера влияния этих негативных микровит увеличивается.